Вы здесь

Читательский адрес изданий для детей

Опубликовано 28 11 22
Автор: Купин А. В.

Читательский адрес - определяющая категория изданий для детей.

Знания о мире, отраженные в детской литературе, имеют особый характер, при котором необходимо учитывать специфику читателя.

О специфике читателей детской литературы следует говорить в двух планах. Во-первых, что именно читатель берет от книги. Во-вторых, как именно книга воздействует на читателя.

Наиболее важным моментом в руководстве чтением детей является то, что необходимо учитывать их специфическое отношение к книге. Детство - время познания человеком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ориентирование человека в природе и в обществе. По мере накопления знаний и умений развиваются природные свойства субъекта, создаются предпосылки для духовного развития личности.

Книга занимает свое место в этих процессах. До определенного возраста дети воспринимают ее содержание как часть реальной жизни, реагируя на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг. Более того, поскольку сюжеты, герои литературы, как правило, более ярки и разнообразны, чем окружающий ребенка быт, они запоминаются лучше. Помимо того, если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеком на долгие годы, оказывая влияние на все сферы духовного развития его личности. Часто, перебирая в памяти впечатления детства, человек вспоминает и литературные произведения, которые оставили свои самые яркие страницы в его памяти.

Детство - период, когда мир предстает как бесконечно новое, необычное явление, которое постепенно и нередко неожиданно раскрывает свои тайны, знакомство с которым иногда вызывает в ребенке чувство удивления. Эмоция удивления является важным свойством восприятия окружающей среды, которое участвует в управлении процессами познания и формирования интереса юного читателя.

Таким образом, важнейшая специфика детского чтения заключается в том, что книга воздействует на читателя своим содержанием адресно. Это воздействие может быть реализовано наиболее полно в том случае, если книга «найдёт своего читателя».

У каждого литературного произведения есть свой читатель. Определенная книга наиболее полно выполнит задачи воздействия на читателя как раз в тот период детства, особенности которого были учтены автором при создании литературного произведения, рассчитанного на детскую аудиторию.

В один возрастной период дети полностью понимают смысл, заложенный в книгах, в другой возрастной период многое ускользает от внимания юного читателя - потому что он слишком мал, или потому, что уже «перерос» книгу.

Представление о том, в каких произведениях нуждаются дети разных возрастных категорий, можно получить на основе данных педагогики, психологии детского восприятия и других наук, изучающих личность ребенка.

Возрастное развитие детей происходит как бы в двух режимах — плавно и «скачками». Постепенное накопление знаний, формирование эмоций в какой-то момент приводят к резкому качественному изменению личности - ребенок «переходит» на другую стадию своего становления. С возрастом меняется характер и качество восприятия, интересы, духовные потребности. Свойства читательского восприятия в соответствии с особенностями возраста должны учитываться в библиотечном деле при формировании библиотечных фондов, при организации руководства чтением.

Однако, поскольку объектом воздействия детской книги является ребенок на определенном возрастном этапе, для того, чтобы педагог-библиотекарь смог обоснованно использовать в своей работе ту или иную книгу, необходимо иметь хорошее представление как об объекте воздействия (читателя), так и о тех процессах, в которых книга выступает в качестве средства достижения определенных целей.

Процесс формирования личности характеризуют две тенденции - саморазвитие как естественное свойство человека и воспитание как воздействие окружающей среды. Таким образом, развитие ребенка является результатом интенсивного взаимодействия между его внутренними природными силами и социальными условиями, и воспитание играет ведущую роль в его развитии. Определяя место книги в этом процессе, важно понимать особенности и сущность воспитания.

В процессе воспитания формируются навыки, привычки деятельности и мотивы поведения, складываются представления о мире, а также внутренняя структура оценочных критериев, влияющих на этические и эстетические нормы личности, развиваются потребности, происходит становление информационной культуры индивида, которая обеспечивает интеллектуальный уровень субъекта. Этот процесс осуществляется при участии природной среды, с которой соприкасается человек, а также социальными институтами, определяющими связи и отношения в обществе.

Одним из активных средств воздействия на личность и является книга, которая способна сыграть достаточно важную роль в процессе воспитания личности. Однако эффективность чтения книг, как уже было сказано, связана с тем, чтобы в каждый возрастной период человек получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, воздействовала бы на его эмоциональную сферу, вызывала его интерес.

То, что представляется взрослому человеку как нечто обыденное, может вызвать в ребенке ощущение новизны, необычности, трансформируясь в эмоцию более длительную - интерес. Зная механизм формирования эмоции удивления, можно повлиять на нее, используя книги. Так, и неожиданность формы содержания произведения может значительно усилить восприятие книги юным читателем. Известно, например, что дети любят стихи. Можно предположить, что поэтические произведения привлекают их своей непохожестью на повседневную речь. Нарушение привычной структуры текста повышает способность ребенка воспринимать этот текст. Такую же эмоцию может вызвать и необычная форма книги (книжка-картинка, книжка-игрушка), которая должна быть яркой, отличаться от других предметов либо общим видом, либо цветом.

Отношение автора произведения литературы для детей выражается в различных аспектах содержания и направлено на формирование у в читателя того же отношения к содержанию и той же оценки, которая дана в книге. В этом разница между предметной областью книг для детей и предметной области изданий для взрослого читателя. Здесь автор не только вступает в диалог с юным читателем, но и определенным образом ориентирует юного читателя в сложных вопросах, объясняет собственную позицию, влияя на него и реализуя тем самым воспитательные задачи чтения.

Подведем итоги. Категория читательского адреса органично связана с категорией целевого назначения литературного произведения или книжного издания. Читательский адрес изданий для детей - это также различные категории читателей, у которых особый тип восприятия произведений литературы.