Вы здесь

Формирование читательской грамотности и читательская компетентность

Опубликовано 30 03 2022
Автор: Купин А. В.

Методы формирования читательской грамотности в школьной библиотеке

Индивидуальные методы

В основу индивидуального метода библиотечного руководства чтением положен учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, Во время рекомендательной беседы создается соответствующая установка на восприятие книги. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития.

При рекомендации произведения художественной литературы читателям 6-9 лет можно прочитать яркий эпизод из книги, поговорить о ее главном герое, просмотреть пару иллюстраций.

При возвращении книги читателем следует провести с ним беседу для того, чтобы закрепить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней.

Беседа о прочитанном позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства.

Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.

Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают словом «нравится». Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста. Они подсознательно оценивают свое состояние после прочтения книги: если оно благоприятное, значит, понравилось (и наоборот).

Массовые методы

Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры (Неделя детской книги, викторины, конкурсы).

Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана пробудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.

На Неделе детской книги школьники учатся любить и уважать книгу. Им прививаются такие навыки как бережное отношение к книге, аккуратность, правила пользования абонементом и читальным залом.

Наибольший эффект приносит последовательная систематическая взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой. Обычно обучающиеся из такой группы активно участвуют в конкурсах чтецов, в роли ведущих мероприятий.

Для расширения кругозора и формирования начальных знаний библиотечного дела в библиотеке проводятся экскурсии, из которых школьники узнают о правилах хранения книг в библиотеке, а так же о том какими фондами обладает библиотека.

На экскурсии происходит знакомство обучающихся с литературой, предназначенной для определенного возраста.

Внеурочная деятельность в школьной библиотеке

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Именно внеурочная деятельность библиотекаря может способствовать формировать формированию обучающихся как грамотных, квалифицированных читателей, способных самостоятельно выбирать и читать книги, осваивать содержание прочитанного. При ее организации можно учитывать индивидуальные интересы и предпочтения детей, поддерживать и совершенствовать их читательскую мотивацию.

Занятия по внеурочной деятельности в школьной библиотеке должны быть направлены на развитие читательских умений и информационной культуры обучающихся, читательской грамотности и читательской активности в условиях современной школьной библиотеки.

Читательская компетентность

Читательская компетентность (по Н. Е. Колгановой):

- действенный интерес обучающихся к чтению и литературе, доступной им по содержанию и форме; знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении (что читать? о чем читать?);

- умение выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

- наличие читательской самостоятельности, продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения, читательского кругозора.

Читательская компетентность обучающихся

Читательская компетентность школьников представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся:

- ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);

- наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);

- умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

- наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?).

Термин читательская компетентность включает в себя и возникающий интерес, и частоту чтения (активность), и то, как юный читатель читает, умеет ли он видеть смысл в прочитанном (читательские умения). Сформированность навыка чтения, умение работать с текстовой информацией дает возможность обучающимся овладеть
учебными и предметными компетенциями и, как следствие, делает успешным процесс социализации.

Условия для становления и развития грамотного читателя:

1) создание окружающей среды, благоприятной для развития читательской грамотности.

2) улучшение качества преподавания, в частности включение целенаправленной внеурочной деятельности по развитию соответствующих умений.

3) обеспечение участия и включения читателя в совместную деятельность, связанную с чтением и письмом.

Уровни развития читательской компетентности определяются по совокупному показателю следующих умений:

- умения работать с информацией (находить информацию, поданную в явном и неявном виде, формулировать выводы, определять микротемы, их порядок);

- поисково-исследовательские умения (анализ, интерпретация текста, обобщение);

- творческо-креативные умения (анализ, оценка, подбор аргументов; прогнозирование событий; написание своего текста по теме).