Вы здесь

«Африканский дневник» Н. С. Гумилева: книжный обзор

Опубликовано 01 08 2024
Автор: Купин А. В.

Название обзора: «Африканский дневник».
Форма проведения: устный книжный обзор.
Вид книжного обзора: персональный.
Характер книжного обзора: рекомендательный.
Количество представленной литературы: 1 издание.
Аудитория: 9 – 11 кл.
Оборудование: ПК (ноутбук), презентация, издание «Гумилев Н. С. Собрание сочинений. В 3 тт. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1991. – 478 с.
Цель: ознакомить с произведением русской литературы, основанном на путевых заметках (жанр дорожного дневника).

1. Н. С. «Африканский дневник» Н. С. Гумилева.

Гумилев Николай Степанович (15 апреля 1886 - 26 августа 1921) - русский поэт Серебряного века, прозаик, драматург, переводчик.

Гумилев Н. С. - один из основоположников акмеизма. Акмеизм (от греческого "расцвет") - поэтическое течение в русской поэзии 1910-х годов. Акмеисты провозглашали предметность образов, точность подбора слов. Акмеизм возвёл в культ конкретность, "материальности" изображения, "искусство точно вымеренных и взвешенных слов". По словам Н. С. Гумилева, акмеизм пришел на смену символизму, который переживал кризис.

Основными темами поэзии Н. С. Гумилева являются любовь, искусство, жизнь, смерть. Кроме того, в его творчестве есть военные и "географические" стихи. Однако, в отличие от большинства современных ему поэтов, политическая тематика в творчестве Н. С. Гумилева практически отсутствует, что отличает его поэзию от творчества большинства современных ему поэтов.

Первый сборник стихов Н. С. Гумилёва называется «Путь конквистадоров». Так называют испанских и португальских путешественников и завоевателей, покорявших в XV — XVI вв. территории новооткрытой Америки. Однако у Н. С. Гумилева это слово лишено негативного оттенка, связанного с жестокостью покорителей по отношению к коренному населению. У поэта «конквистадор» — романтический первопроходец, исследователь новых земель. Это рыцарь, доблестный воин, который верен своим идеалам и готов сражаться за них, его не страшат испытания.
Гумилёв Н. С. совершил две экспедиции по восточной и северо-восточной Африке в 1909 и 1913 годах.

С 1800 по 1870 г. в Африку было снаряжено более 70 крупных географических экспедиций. Путешественники и христианские миссионеры собрали ценные сведения о природных ресурсах и населении Африки. Многие из них внесли большой вклад в науку, но плодами их трудов воспользовались европейские промышленники. Европейская экспансия вглубь Африканского континента в XIX в. стала возможной благодаря этим обширным географическим исследованиям.

Выдающимися европейскими исследователи Африки были француз Кайе, немец Барт, шотландец Ливингстон и англичанин Стэнли. Только смелые и выносливые люди могли преодолеть огромные расстояния, пустыни и джунгли, пороги и водопады африканских рек. Европейцам пришлось бороться с неблагоприятными климатическими условиями и тропическими болезнями. Экспедиции длились годами, и не все участники вернулись домой. Среди европейских исследователей Африки почётное место занимает самый благородный и бескорыстный из путешественников Д. Ливингстон.

Одним из первых русских исследователей Африки является Василий Васильевич Юнкер (1840 — 1892) — русский географ, участник этнографических экспедиций Русского географического общества. Юнкер В. В. внёс большой вклад в исследование Африканского континента. Богатые коллекции, привезённые Василием Юнкером из этого путешествия, служат одним из лучших украшений Этнографического музея Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге.

В подростковые годы Н. С. Гумилёв был очарован произведениями Майна Рида, Луи Буссенара, Ф. Купера и Ж. Верна, и это сформировал в его сознании тягу к исследованию неизведанного, он мечтал увидеть своими глазами пейзажи других стран и континентов, людей с другим цветом кожи и другой культуры. Африка привлекала Н. С. Гумилёва с детства, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии (Эфиопии). Свою первую экспедицию в Африку Н. С. Гумилёв совершил в 1909 г. Однако уже в 1910 году ему пришлось вернуться в Россию – он подхватил опасную болезнь и нуждался в лечении. В этом же году Н. С. Гумилев опубликовал новый сборник стихов «Жемчуга», посвященный Валерию Брюсову. В книгу вошли стихи, написанные в 1907-1910 годах. Валерий Брюсов в журнале «Русская мысль» издал рецензию о сборнике, отметив, что автор живет «в мире воображаемом и почти призрачном», «он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами».

Вторую экспедицию Н. С. Гумилёв совершил в 1913 г. Она была организована лучше и согласована с Академией наук. Правительство Эфиопии подтвердило свою готовность оказать содействие Н. С. Гумилеву в осуществлении его планов по сбору этнографических коллекций и изучению местных племен.

Только во время последней экспедиции Н. С. Гумилёв решил делать систематические записи. «Мой дневник идет успешно, и я пишу его так, чтобы прямо можно было печатать» — писал он Анне Ахматовой в самом начале своего путешествия. Но ему не удалось следовать этому плану: в условиях сложной африканской экспедиции задача немедленного создания художественного текста оказалась невыполнимой. В результате он написал всего четыре небольшие главы дневника и забросил его, когда экспедиция продвинулась вглубь Абиссинии.

Н. С. Гумилев сам создавал экзотический миф об Африке, над которым он иронизирует в своём творчестве. В сборнике «Романтические стихи», вышедшем в 1908 году, есть и воинственные абиссинцы, и страшные африканские боги, и дворцы, устланные львиными шкурами. В центре африканского мифа, созданного Гумилевым, находится своеобразный «поэтический зверинец»: изысканный жираф, разъяренный носорог. Особое место в нем занимает гиена.

Опасная охота на экзотических животных — ключевая часть африканского мифа Н. С. Гумилева. «Поэт-охотник» — именно так назвал себя Н. С. Гумилев в отчёте о второй поездке в Африку. Этот миф подкреплялся регулярными демонстрациями охотничьих трофеев — и во время публичных выступлений, посвященных африканским путешествиям, так и дома.

Во время экспедиции Н. С. Гумилев собирал образцы народной поэзии абиссинцев. В этом ему помогали африканские власти, российские и иностранные дипломаты, а также проводники из местных жителей.

Н. С. Гумилев перевёл несколько народных песен на русский язык, используя подстрочные переводы с французского, которые для него подготовили всё те же проводники-переводчики. По возвращении он представил некоторые из этих переводов литературному сообществу – вместе со шкурами животных, убитых на охоте, и образцами африканской живописи. Вскоре он опубликовал цикл собственных стихов под мистифицирующим названием "Абиссинские песни". Современники, принимавшие эти стихи за переводы, хвалили их «яркую красочность».

Всего Н. С. Гумилев привез из экспедиции 107 этнографических предметов, 242 стеклянных негатива и 4 картины эфиопских художников. По возвращении он сразу же передал эту коллекцию в дар Музею антропологии и этнографии.

Н. С. Гумилев планировал опубликовать «Африканский дневник» сразу после возвращения в Санкт-Петербург. В 1914-м Н. С. Гумилев передал фрагменты своего дневника в редакцию журнала «Нива», где они были изданы в виде приложения спустя два года, в 1916 г., под названием «Африканская охота. Из путевого дневника». Полностью «Африканский дневник» вышел только в 1987 г., и именно тогда тексту дали название «Африканский дневник». Несмотря на свою неполноту, "Африканский дневник" остается самым подробным рассказом Н. С. Гумилева об Африке.

Н. С. Гумилёв был расстрелян 26 августа 1921 года по обвинению в участии в антисоветском заговоре. 30 сентября 1991 года он был посмертно реабилитирован решением Верховного суда СССР. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

2. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали о жанре путевых заметок в художественной литературе?

3. Рекомендация литературы для дальнейшего чтения:

- Н. С. Гумилев «Африканская охота».