Литературный урок "Правда, прямо в сердце бьющая" (к 100-летию со дня рождения писателя К. Д. Воробьева)

Опубликовано Костенко Натал… - чт, 05/21/2020 - 16:06

МБУК Чертковского района «МЦБ»,сектор обслуживания взрослого населения

Литературный урок «Правда, прямо в сердце бьющая», посвященный 100-летию со дня рождения  русского писателя Константина Дмитриевича Воробьева.

Составитель:Костенко Н. П., библиотекарь сектора обслуживания взрослого населения МБУК Чертковского района «МЦБ».

 

С момента окончания Великой Отечественной войны минуло более 74 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны. 

Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал Константин Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.

 

Повидали мальчики, храбрые солдаты,

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

 

Им, молодым  мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш литературный  урок.

Мы поговорим о повести К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся поближе с автором повести.

 

Воробьев Константин Дмитриевич (1919 – 1975 гг.), прозаик.

К. Д. Воробьев родился 24 сентября в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, испытав на себе голод начала 1930-х. В 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти, пошел работать в сельмаг, где ему платили хлебом. Окончив сельскую школу, он недолго учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.

В 1935 году, работая литературным сотрудником районной газеты, он написал антисталинское стихотворение "На смерть Куйбышева". Об этом стало известно в редакции газеты, и поэтому Воробьев пришлось срочно уехать. Его сестра, жившая в Москве, приютила будущего писателя. Здесь Воробьев К. Д. устроился на работу в редакцию газеты "Свердловец", стал учиться в вечерней школе.

В 1938 году он был призван в ряды Красной Армии, работал в армейской газете "Призыв". По окончании военной службы он работал литературным сотрудником газеты Академии им. Фрунзе, и оттуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище.

В 1941 году рота кремлевских курсантов, в которой состоял К. Д. Воробьев, сразу попала на фронт и почти вся погибла под Клином. Получив ранение, К. Д. Воробьев попал в плен (1941 – 43 гг.), совершил две попытки бегства. В 1943 – 44 гг. он был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда "Кястутис". В эти годы он написал повесть о пережитом в плену, которую напечатали только в 1986 году. Вообще, К. Д. Воробьеву часто приходилось слышать: «Написано хорошо, талантливо, но напечатать не можем».

В 1956 году вышел первый сборник рассказов К. Д. Воробьева "Подснежник". Он начинает работать в должности заведующего  отделом литературы и искусства в редакции газеты "Советская Литва". Тогда К. Д. Воробьев жил в Вильнюсе.

К. Д. Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из которых увидели свет в сокращении, были обруганы критикой. Повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой» известный советский критик  Н. В. Лесючевский приводил в качестве примера клеветнического произведения.

К. Д. Воробьев умер в 1975 г. после тяжелой болезни (опухоль мозга).

 

Творчество К. Д. Воробьева признано одним из самых уникальных шедевров русской литературы военной тематики

Повесть К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А. Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963 году. В основу повести автором положены личные впечатления и переживания, испытанные во время боев под Москвой.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой - одно из важнейших событий второй мировой войны. Германская армия получила удар, который лишил ее возможности в дальнейшем вести наступление сразу на всем советско-германском стратегическом фронте.

Произведения первых послевоенных лет были полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. И писатель как никто другой особенно сильно чувствует этот момент. Люди находятся под  впечатлением грандиозности свершившегося.  Главный победитель - Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только в карикатурном виде, авторы отказывают им даже в элементарном уме. Советский солдат показан былинным богатырем, защитником Родины, отстоявшим свою землю. Но уже тогда некоторые писатели находили в себе мужество рассказать правду о войне. Одним из таких реалистов данной эпохи и выступает Константин Дмитриевич Воробьев. Он показывает в своих произведениях и страхи русских солдат на войне, и трагизм военных лет, и те ужасы войны и смерти, через которые проходили самые обычные люди. Так, после парадных, хвалебных произведений литература пришла к изображению оборотной стороны войны. В повестях К.Д. Воробьева описание войны совершается не только путем констатации жестоких фактов, но и путем осознания человеком своей судьбы.

“Убиты под Москвой” является по форме короткой повестью, но по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение у читателя возникает потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.

В этой повести рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы.

Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит переворот: меняются прежние нравственные ценности, прежние взгляды на вещи. Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то в повести Константина Воробьева таким символом служит беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха.

Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово автора в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, “придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб”, вжавшийся в нее под минометным обстрелом.

Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных людях, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, а прежде всего людей. Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права. На протяжении всей повести я задавала себе вопрос: “А как бы я поступила на месте героев Воробьева?” И, честно ответив на него, понимала, что не все в жизни можно разделить на черное и белое, трусость или героизм.

Война отметает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию - и превращает их в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они. Поэтому очень трудно и мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу.

Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гуманистом, под жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и пострадавших духовно - тех, кто в себе пересилил ради высшей цели - справедливости - такие чувства, как доброту и милосердие.

 

Список использованных источников:

1. Воробьев К. Д. Убиты под Москвой: Сборник. - М.: Художественная литература, 1994.

2. Корф О. Б. Детям о писателях ХХ века. – М.: Стрелец, 2006.

 

Поделиться публикацией