Этот контент не может быть отображен без JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу

Вебинары и их использование в библиотечно-педагогической деятельности

Опубликовано Купин Анатолий… - вт, 10/29/2019 - 18:54

Автор: Купин Анатолий Викторович, педагог-библиотекарь МБОУ Михайлово-Александровская СОШ, магистр филологического образования.

Аннотация: В работе представлен опыт по использованию вебинаров в библиотечно-педагогической деятельности.

 

К современному специалисту в области воспитания с обобщенной трудовой функцией «Библиотечно-педагогическая деятельность образовательной организации общего образования» предъявляются весьма высокие требования по владению информационно-коммуникационными технологиями.

Успешность библиотечно-педагогической деятельности современного образовательного учреждения сегодня во многом зависит от того, насколько успешно педагог-библиотекарь использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии. Кроме того, современные средства ИКТ предоставляют педагогу-библиотекарю возможность распространять свой профессиональный опыт в библиотечном сообществе.

Тема моего самообразования с начала моей работы в должности педагога-библиотекаря МБОУ Михайлово-Александровская СОШ (2013 г.) : «Использование информационных технологий в библиотечно-педагогической деятельности».

Сегодня в образовательной сфере большое распространение получили онлайн формы мероприятий. Основная значимость подобных форм состоит в том, что при их проведении в значительной мере экономится время участников: изначально технология онлайн-взаимодействия  использовалась для проведения межрегиональных совещаний, то есть в случае, когда участники удалены на большое расстояние друг от друга. Вторым положительным моментом является масштабная вовлеченность участников по охвату: в веб-мероприятии можно участвовать отовсюду, где есть доступ к сети "Интернет". С другой стороны, мероприятие в режиме онлайн, безусловно, характеризуется более слабой степенью участия, нежели мероприятие с личным присутствием. Впрочем, для того, чтобы получить 80% от эффекта присутствия на конференции (лично услышать докладчика, задать ему вопрос, получить ответ), этого обычно бывает достаточно. В-третьих, здесь в наличии эффективная обратная связь, которая реализуется посредством ответов на возникающие вопросы в режиме онлайн. Тем самым в значительной степени сокращается количество возможных проблем, связанных с коммуникабельностью участников мероприятия.

Для реализации задач, связанных с онлайн-обучением, используются две формы веб-мероприятий: вебинар (онлайн-семинар) и веб-конференция. Данные формы различаются между собой степенью интерактивности. Если на веб-конференции большую часть времени говорит спикер, то на вебинаре, как и на обычном семинаре, присутствует возможность взаимодействия слушателей с ведущим (задать вопрос, дать ответ и т. д.). «Вебинар. Лекция, презентация, семинар, проводимые в режиме видеоконференции, во время которой участники слушают выступающего и могут задавать ему вопросы и получать ответы в режиме реального времени. Англ. webinar < веб- + seminar ‘семинар’» [3].

После окончания вебинара, участникам рассылаются в электронном виде материалы мероприятия. Тем, кто по каким-либо причинам не смог подключится к онлайн-мероприятию, может быть предоставлен доступ к его архивной записи.

В 2016 – 2017 учебном году я прошел несколько всероссийских образовательных вебинаров различных организаторов («Мониторинг состояния школьных библиотек на уровне региона», «Электронная библиотека - инструмент образовательной системы стандартов нового поколения» (Проект "Аверс: библиотека"), "Презентация интернет-ресурса поддержки школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров" (Методический отдел Информационного центра Российской академии образования «Библиотека имени К. Д. Ушинского»), "Электронные формы учебников: возможности использования в образовательном процессе", "Информационно-коммуникативная компетентность педагога: как быстро создать и правильно использовать персональный интернет-сайт" (Педагогический университет "Первое сентября"), "Обновление современного литературного образования", "Использование разнообразных источников информации для достижения метапредметных результатов обучения в условиях обновления школьного образования" («Дрофа» - «Вентана-граф») и другие). Многие из тех вебинаров, которые в настоящее время предлагаются вниманию педагогу-библиотекарю в сети «Интернет», проводятся отдельными организациями для продвижения в библиотечной среде готовых продуктов, как то платформ агрегации электронных учебников, программного обеспечения для создания электронной библиотеки и других передовых информационных систем. К подобным веб-мероприятиям больше подходит название «онлайн-презентация», нежели «вебинар». Другие вебинары нацелены на передачу педагогического опыта. В них, как и в обычных семинарах, наличествует возможность дискуссии,  в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Цель подобных вебинаров - обсуждение актуальных вопросов деятельности библиотек ОУ по образовательно-воспитательной деятельности. В качестве спикеров этих онлайн-мероприятий выступают библиотечные работники ОУ, методисты.

В августе 2017 г. я разработал и провел два всероссийских вебинара по договору с учебно-методическим порталом «УчМет». На данном портале организована площадка дополнительного образования, где в форме дистанционного обучения проводятся курсы повышения квалификации, осуществляется профессиональное обучение и профессиональная переподготовка для всех категорий слушателей. Учредителем портала является ООО «Издательство «Учитель».

Оба разработанных и проведенных мною всероссийских вебинара («Миссия, цели и задачи в деятельности современной школьной библиотеки» и «Планирование работы современной школьной библиотеки») получили положительную оценку и в данный момент  размещены на портале «УчМет».

Хочу поделиться с начинающими спикерами практическим опытом  проведения вебинаров. Начинать подготовку к мероприятию лучше минимум за месяц. Для этого нужно заблаговременно написать текст доклада и несколько раз отрепетировать именно рассказ, а не чтение. Для начинающих спикеров будет полезно записать свое выступление на микрофон и после прослушать его. В это случае можно будет услышать все свои ошибки.

Также необходимо подготовить сопроводительный материал для вебинара.  Не все являются аудиалами, поэтому доклад лучше всего подкрепить визуальной информацией. Обычно в этой роли выступает презентация на шаблоне с логотипами портала. Перед проведением вебинара необходимо проверить работу микрофона и камеры.

Говорить надо как во время выступления перед аудиторией. Смотреть следует в камеру. Чтобы удержать внимание слушателей, можно периодически задавать им вопросы. Необязательно, чтобы слушатели на них ответили. Однако это заставляет слушателей сконцентрироваться на теме.

Если вебинар предусматривает непосредственное участие слушателей, необходимо отвечать на их вопросы в эфире, чтобы не возникали паузы. Вопросы, не относящиеся к текущей части доклада, лучше отложить на конец, чтобы не отвлекать остальных слушателей. При ответе на вопросы, заданные в режиме чата, сначала надо их озвучивать. Если вопросов нет некоторое время, то надо отвечать на наиболее очевидные возможные вопросы. Если кто-то из участников задает вопросы не по существу, то следует оставить этот вопрос без внимания. В случае, когда долгое время новые вопросы не появляются, следует поблагодарить участников вебинара и завершить мероприятие.

Активное развитие информационного общества, а также высокоэффективных мультимедийных средств обмена информацией привело к появлению новых инструментов, с помощью которых усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной среды библиотечно-педагогической деятельности. 


Список использованных источников

1. Купин Анатолий Викторович // Учебно-методический портал «УчМет». URL: https://www.uchmet.ru/events/authors/989848/ (дата обращения: 28. 09. 2017 г.).
2. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. Около 1500 слов. - М.: Lingua; Полиграфиздат; АСТ; Астрель, 2011.