Почему Дон назван "Тихим"?

Опубликовано: 09 10 2020

Автор: Купин А. В.

 

Река Дон - главная водная артерия Ростовской области. Дон берет начало на окраине города Новомосковск (Тульская область) и впадает в Таганрогский залив Азовского моря.

Гидрографы относят Дон к наиболее древним рекам - ему уже несколько сотен тысяч лет. Высота истока Дона над уровнем океана - около 180 метров. Дон и его притоки - типичные равнинные реки, которые питаются в основном талыми водами.

Длина Дона 1870 километров, площадь водосбора 422 тысячи квадратных километров. Длина реки Дон в два с половиной раза превышает кратчайшее расстояние между ее истоком и устьем.

Слово "Дон" означает "река" или "вода" на языке сарматов, скифов и других племен, кочевавших до н. э. по южной части Восточно-Европейской равнины.

Общее падение Дона - около 190 м., малые уклоны (менее 10 см на 1 километр) обуславливают очень медленное течение, за которое река и получила в народе название "Тихий Дон" (1. С. 89).

Реки Ростовской области имели и имеют важное хозяйственное значение. Это удобные транспортные пути из центральных районов России в Азовское море и далее в Черное море. Еще в I тысячелетии до н. э. Дон являлся важной торговой артерией, а в XII-XIII вв., как говорит летопись, шла оживленная торговля славян с южными народами по Северскому Донцу, многочисленные суда с хлебом и другими товарами плыли по нему к Азовскому морю. Но транспортное освоение этих рек было осложнено из-за их маловодности в летний период и большого количества перекатов, глубины которых даже на Дону могли оказаться в межень (период низкого положения уровня воды в реке) менее одного метра. Поэтому уже в конце XVIII века использование в естественном состоянии рек как транспортных путей становилось сложной проблемой, острота которой возрастала с каждым десятилетием.

Цимлянское водохранилище

В конце июня на Дону устанавливается так называемая "межень" - период равномерного стока воды. Лишь в низовьях реки сильное воздействие на уровень воды оказывают сгонные (восточные) и нагонные (западные) ветры. Их влияние распространяется от устья вверх по течению на расстояние до 140 км.

С 1740 года на лестнице Воскресенского войскового собора (собор в станице Старочеркасской; вплоть до 1805 г. Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского) отмечались уровни половодий. Зафиксировано, что в 1917 году уровень подъема Дона достиг наивысшей точки в истории - 5 метров 70 сантиметров.

В 1796 и 1828 гг. появились первые проекты шлюзования Северского Донца, так как для вывоза различной сельскохозяйственной и промышленной продукции Украины требовался постоянный водный путь к Азовскому и Черному морям. Но осуществлены эти проекты не были. Только в 1911 году приступили к сооружению шлюзов на Северском Донце. Было создано 6 низконапорных плотин с каменными шлюзами, благодаря которым 227 километров нижнего течения реки получили постоянную судоходную глубину.

В 30-х годах XX века начались работы на Западном Маныче по созданию Манычского водного пути, который должен был соединить Каспийское и Азовское моря. В сентябре 1932 года Западный Маныч перекрыли земляной плотиной у хутора Веселый, а четырьмя годами позже возникли еще две плотины у станиц Пролетарской и Манычской.

Естественный режим Дона коренным образом изменился после создания в 1952 г. Цимлянского водохранилища. Это произвело перераспределение стока Дона. Цимлянское водохранилище заполнялось водой в 1952 - 1953 гг. Своей большей частью оно расположено в пределах Волгоградской области, меньшей - в Ростовской. Поэтому современный режим реки Дон ниже Цимлянской плотины определяется уже не естественным стоком, а пропуском воды через водосбросные сооружения плотины.

Благодаря созданию больших глубин на Среднем Дону эта третья по величине река Европейской части России стала судоходной на всем протяжении до Воронежа.

Волго-Донской судоходный канал

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина построен в 1948 - 1952 гг. Он состоит из 13 шлюзов на протяжении 101 километра.

В результате сооружения этого канала коренным образом изменились судоходные условия Дона. Благодаря шлюзованию, полностью судоходным является новый Волго-Донской водный путь от Волгограда до Ростова-на-Дону.

Притоки Дона

Важнейший приток Дона - Северский Донец. Длина его - 1053 км, в Ростовской области он протекает на протяжении 280 км. Река Северский Донец судоходна от устья до города Каменск-Шахтинский.

Из правых притоков Дона наиболее важным является река Чир, протекающая по северо-восточным районам области и впадающая в Цимлянское водохранилище. Летом и зимой сток часто отсутствует из-за пересыхания или перемерзания. Из левых - Западный Маныч и Сал. Западному Манычу когда-то были свойственны многочисленные расширения русла (лиманы) с топким дном и густой водной растительностью, соленость воды, малая скорость течения. Теперь на всем своем протяжении Западный Маныч превращен в систему искусственных водохранилищ. Это внесло изменение в естественный водный режим реки. Из Цимлянского водохранилища выведен Донской магистральный канал, через который вода из Дона поступает в Веселовское и Пролетарское водохранилища, расположенные на русле Западного Маныча. В естественном состоянии воды Западного Маныча были сильно засолены. Но благодаря дополнительному питанию донской водой, водохранилища ныне опреснены и используются для нужд орошения. Через Невинномысский канал и левый приток Большой Егорлык в Маныч поступают также воды реки Кубань.

Верхний, Средний и Нижний Дон

По традиции, люди, живущие на Дону, делят его на Верхний, Средний и Нижний Дон (реки большой длины принято делить на три участка: Верхний, Средний и Нижний).

Верхний Дон - участок реки от истока до впадения реки Тихой Сосны.

Средний Дон течет от устья реки Тихая Сосна до города Калач-на-Дону. Среднее течение заканчивается Цимлянским водохранилищем.

Нижний Дон - от Калача-на-Дону до устья. Ниже Цимлянской плотины Дон течет в широкой, от 12 до 25 км долине с просторной поймой. Глубина достигает местами 15 метров.

Дельта Дона начинается в 6 километрах ниже Ростова-на-Дону. Эта дельта изобилует многочисленными протоками (ериками) и рукавами (гирлами): Мертвый Донец, Старый Дон и другими. По гирлу Песчаному проложен канал, по которому суда проходят в Азовское море.

Библиография:

1. Долженко Г. П. Вода в Донской степи // Природа Донского края: Научно-популярные статьи и очерки / Под ред. Ю. А. Жданова. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1978. - 208 с.: ил. - C. 69 - 75.

2. Звонарев П. В. Край родной: География Ростовской области. - Ростовское книжное издательство, 1969. - 89 [2] с.

3. Стражевский А. Б., Шмелев А. А. Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону: Путеводитель. -М.: Мысль, 1968. - 309 с. с карт.; 16 л. ил.

4. Физическая география Нижнего Дона. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1971. - 148[3] с., карт.