Опубликовано 03 05 2025
Автор: Купин А. В.
Цели:
- содействие формированию у обучающихся собственной нравственной и эстетической оценки образа Санкт-Петербурга у Ф. М. Достоевского;
- содействие формированию умения выделять главное, формировать коммуникативную компетентность, умения находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;
- создание условия для воспитания внимательного отношения к художественному слову, любви к классической литературе и искусству.
Аудитория: 8 – 9 класс.
Оборудование: презентация, проектор, экран.
1. Вступительное слово библиотекаря.
Петербург глазами Фёдора Михайловича Достоевского. Образ Санкт-Петербурга, столицы Российской империи, созданный в книгах знаменитого русского писателя. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу Ф. М. Достоевского.
2. Ход мероприятия. Рассказ библиотекаря, показ презентации «Петербург глазами Ф. М. Достоевского».
На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. В самом имени города соединились три языка: "санкт" – латинское слово, что в переводе означает "святой", "Петер" – греческое слово и в переводе означает "камень, скала", "бург "– слово немецкое и имеет значение "замок, крепость". Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, "Северная Пальмира", "чудотворный град", победитель стихии, с другой – "проклятый город" с нерусским именем, пророчество "Месту сему быть пусту!", будто бы изреченное царицей Марией Лопухиной.
Город на Неве вместе со всей своей величественной историей всегда был в центре внимания русских писателей.
Тема Петербурга задана в русской литературе А. С. Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Н. В. Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Н. А. Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
"Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный... Прозрачный сумрак, блеск безлунный..." (А. С. Пушкин).
"Каюсь, грешен, не люблю…" (Ф. М. Достоевский о Петербурге).
Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Ф. М. Достоевского. Достоевским написал более 30 литературных произведений, в 20 из них присутствует Петербург.
Литературный критик Ю. М. Лотман пишет: "В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении Ф. И. Достоевского — «Братьях Карамазовых» — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, ее «страхи и ужасы» (выражение Гоголя), — соответственно «выздоровление» мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала. Творчество Достоевского начинается как естественное развитие петербургского мифа и не менее связано с «петербургским пространством», чем "Медный всадник" Пушкина".
Ф. М. Достоевский по-своему осмыслил место этого города в русской истории. В своих произведениях он раскрывает образ Петербурга на примере трагических судеб его жителей.
В романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевский передал атмосферу Петербурга того времени. Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его окружения, так и многие другие улицы, площади и дома, послужившие прообразами мест, где разворачивалось действие произведения.
"Дом Раскольникова" (Гражданская ул., 19).
"Дом старухи-процентщицы" (Канал Грибоедова, 104).
Именно благодаря описаниям, вызывающему отвращение у читателей, раскрывается трагический сюжет романа "Преступление и наказание". Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления. Перед нами предстаёт не великий Петербург, а ужасный и неприятный город. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами и питейными заведениями.
Студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие герои романа.
"Сенная площадь" (Сенная площадь, Успенская церковь, корпуса Сенного рынка).
"...почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость." (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI).
Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с "физиологической", невероятной точностью.
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:
"Близость Сенной, обилие известных заведений..." (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I) "Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины..." (часть 1 глава II).
"Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. У самого К – ного переулка, на углу, мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром: нитками, тесемками, платками ситцевыми и т. п."
"Дом Сони Мармеладовой" (Канал Грибоедова, 73). С первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Раскольникова, похожая больше на "гроб", чем на комнату, квартира "уродливой формы" Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф. М. Достоевский показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску и ощущение безысходности.
"Благовещенский мост" (с 1855 по 1918 г. — Николаевский мост, с 1918 по 2007 г. — мост Лейтенанта Шмидта) — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Первый постоянный мост через Неву).
Родион Раскольников, в своих лихорадочных блужданиях по городу, любил останавливаться на мостах и глядеть в воду. У него даже были излюбленные места. Он любил стоять на Николаевском мосту. Раскольников «оборотился лицом к Неве, по направлению дворца». На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим.
Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Рисуя картины взаимодействия человека и города, Ф. М. Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, переплетая вымысел и реальность. Город в этом романе является активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.
Чего хотел добиться Ф. М. Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Очевидно, этим автор хотел донести до читателя, что за красивой "маской", вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Петербург Ф. М. Достоевского таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство.
"Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому в Санкт-Петербурге".
3. Итоги. Вопросы обучающимся.
- Что нового вы сегодня узнали о творчестве Ф. М. Достоевского?