Опубликовано 27 05 2022
Тема библиотечного урока: Истоки русского книжности.
Цели:
Познавательные:
- знакомство со становлением и развитием русской книжности;
соблюдение культуры подбора тегов по ключевым словам.
Личностные: развитие интеллектуального потенциала личности обучающегося;
- содействие развитию навыка формулировки ключевых слов.
Метапредметные:
- содействие формированию компетентности обучающихся по значимым событиям российской культуры;
систематизация информации и поиск с помощью тегов (ключевых слов).
Коммуникативные: учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками.
Задачи:
- установление связи с жизненным опытом ребенка;
- содействие развитию навыков самостоятельной работы;
- закрепление представления о современных технологиях работы с информацией.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Методы: наглядно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, система управления сайтом на удаленном сервере, файлы изображений на темы «День славянской письменности и культуры», «История русского книгопечатания», презентация «Истоки русской книжности».
Ход урока.
Организационный момент.
Педагог-библиотекарь приветствует класс. Сегодня вы узнаете об истории и развитии русской книжности и о систематизации информации с помощью тегов.
Актуализация.
Педагог-библиотекарь напоминает обучающимся, как организован доступ к информации в сети «Интернет».
Учебное сотрудничество обучающихся с педагогом-библиотекарем и сверстниками (К). Самоопределение (Л).
Сегодня, помимо возможности поиска информации в сети "Интернет" по ключевым словам, приобретает актуальность новая форма организации доступа к информации. Это связано с тем, что количество контента в сети "Интернет" неудержимо растет, поисковые системы с опозданием реагируют на обновление информации, размещенной в Интернете.
Например, на крупных информационных сайтах и в социальных сетях для решения проблемы организации доступа пользователя к информации применяется такой инструмент как теги.
Тег (от английского слова tag — "метка") - ключевое слово (или несколько слов), используемое в блогах, социальных сетях, облегчающее поиск сообщений по данной теме или содержанию (иногда может начинаться со знака решётки # - англ. hash, и назваться хештег).
Использование тегов предусматривает нанесение подобных меток на страницы контента сайта с соответствующим теме материалом. Благодаря наличию тегов на информационном веб-ресурсе, посетителю сайта проще ориентироваться при поиске необходимой информации.
Формирование новых знаний.
Педагог-библиотекарь рассказывает обучающимся о становлении русской книжности.
Обучающиеся слушают педагога – библиотекаря. Обучающиеся записывают свои варианты тегов в бланки, розданные педагогом-библиотекарем. Самоопределение (Л). Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Формирование компетентности в систематизации информации с помощью тегов (ключевых слов) (М). Ориентация в своей системе знаний (М). Классификация (П). Подведение под понятие (П).
24 мая Россия и многие другие страны мира отмечают День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых, братьев Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку и дали начало письменности славян.
Тема нашего библиотечного урока: «Истоки русской книжности».
Слово "книжность" образовано от слова "книжный" и, согласно изданию "Толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой» (2000 г.), имеет следующие значения:
1. Связанный с существительным "книга".
2. Свойственный книге, характерный для нее.
4. Свойственный письменному изложению, но не устной речи.
Чтобы лучше понимать, что такое русская книжность, какова ее история, мы сейчас с вами применим теги, благодаря которым сможем систематизировать значимые события становления и развития русской книжности,
Педагог-библиотекарь формулирует задание: подобрать как можно больше тегов к фактам российской культуры, имеющим непосредственное отношение к становлению и развитию русской книжности. (Педагог-библиотекарь раздает каждому из обучающихся одну из заранее подготовленных таблиц для заполнения).
Указ Президента РФ.
Ежегодно 24 мая в России и во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры.
Официально День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки кириллицы просветителями Кириллом и Мефодием. В том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая.
За 1000 лет кириллица стала основой алфавита для 108 языков. Более 400 миллионов человек в мире разговаривают на языках славянской группы.
Учитывая особую значимость Дня славянской письменности и культуры в консолидации российского общества и укреплении связей с братскими славянскими народами на основе исторических, духовно-нравственных и культурных традиций, президент РФ В. В. Путин 16 марта 2010 года издал указ № 323 "О праздновании Дня славянской письменности и культуры".
Кирилл и Мефодий.
Просветители Кирилл и Мефодий создали свод текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.
В сознании многих поколений славян просветители Кирилл и Мефодий – символы славянской письменности и славянской культуры. Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру Болгарии (а через ее посредство – на культуру Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней до новейшего времени сохранялась славянская азбука глаголица).
Разработанная ими письменность (славянская азбука) повлияла на развитие русской книжности и литературы.
Мстиславово Евангелие.
Евангелие (греч. «радостная весть, благовестие») - общее название для первых четырех книг Нового Завета, повествующих о рождении Иисуса Христа, Его жизни на земле, учении, смерти и воскресении. Отдельная книга, содержащая Четвероевангелие, также называется Евангелием. Различаются Евангелие: книга для повседневного чтения и богослужебная книга, в которой текст разделен на фрагменты для чтения на церковных службах.
Мстиславово Евангелие — Евангелие, созданное не позднее 1117 года в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава (с 1125 года — великий князь Киевский) для церкви Благовещения на Городище (по другой версии, для Георгиевского собора Юрьева монастыря). Эта рукописная книга является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракоса (то есть Евангелия, разделённого в соответствии с богослужебными чтениями).
Мстиславово Евангелие написано на пергамене. Пергамен - писчий материал из специально обработанной кожи мелких домашних животных. Однако сложность изготовления пергамена затрудняла его распространение.
Изборник 1076 года.
В конце Х в. Русь, одновременно с установлением христианства как государственной религии, приняла письменность на основе кириллицы, имевшую уже к тому времени широкое распространение у южных славян.
Тематика сохранившихся до наших дней русских рукописных книг необычайно широка. Кроме богослужебных книг, здесь представлены светские книги, среди которых много исторических памятников – летописные и хронографические, книги для «душеполезного» чтения и для практического применения – травники, лечебники, трактаты по военному делу, областям средневековых знаний.
Особый интерес представляют четьи - сборники, содержащие произведения самых разных жанров: богословские трактаты, памятники красноречия, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, силлабические вирши.
Изборник 1076 года – древнейшая дошедшая до наших дней русская точно датированная рукописная книга четья, то есть книга не богослужебная, а литературного содержания. В ней содержится множество статей нравственно-христианского характера, адресованных светской части древнерусского общества, прежде всего, княжеской элите. Кроме отрывков из сочинений византийских отцов церкви, содержит в себе переведённые с греческого отрывки из житийной литературы, из библейских книг, сборников изречений и т. п.
Иван Федоров.
Иван Федоров — один из первых русских книгопечатников. По традиции, часто называется «первым русским книгопечатником». Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве.
1 (14 по новому стилю) марта 1564 года произошло событие, ознаменовавшее собой начало эры книгопечатания. В этот день в Москве было завершено изготовление первой датированной печатной книги на Руси «Деяния святых апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою» ("Апостол"). Анонимные и недатированные подобные печатные издания на Руси выходили и до «Апостола», но эта книга была особого рода.
Книгопечатание в нашем государстве во времена Ивана Грозного заметно отставало от европейских стран, где уже знали и использовали изобретение Иоганна Гуттенберга – станок с подвижными литерами, делавшими оттиски на бумаге.
Ивана Грозного, человека образованного и начитанного, не могло устраивать то обстоятельство, что в церковных богослужебных рукописных книгах встречались часто ошибки, делаемы переписчиками книг. Он решил развивать книгопечатание, «дабы впредь излагались св. книги праведно и несмутно без сомнения всякому православному», – узнаём из сочинения историка и филолога Антония Петрушевича «Иван Фёдоров русский первопечатник» (1883).
Московский печатный двор — первая в России типография, объект культурного наследия федерального значения. Основана по приказу царя Ивана Грозного в 1553 году.
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги. Открыт в 1909 году в Москве.
Выполнен скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова. Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола».
Апостол Ивана Федорова.
Выбор книги «Апостол» для первого государственного печатного издания был неслучаен: он предназначался для обучения духовенства. Считалось, что Кирилл и Мефодий сами перевели эту книгу на славянский язык. Это издание относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом было удобно читать, держа в руках. Таким образом, Иван Фёдоров начал издание печатных книг не только в качестве богослужебных книг, но и для личного пользования.
Оформлен «Апостол» был с большим искусством: текст набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Первопечатник не стремился к броской новизне, он хотел приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. Украшают книгу рисованные заставки перед каждым разделом. В этом новаторском издании нет ещё титульного листа, но есть послесловие с выходными данными книги. Иван Фёдоров неплохо владел даром изложения, и есть мнение, что именно его перу принадлежит светское послесловие к «Апостолу».
В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.
Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание.
«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным — киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.
Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Академик Дмитрий Лихачев писал: «В этой книге до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».
Послесловие к книге «Апостол» стало первой светской печатной публикацией. В нем сообщалось, где, когда и кем напечатана книга. Там были указан заказчик — Иван IV — и издатели: Иван Федоров и Петр Мстиславец, а также митрополит Макарий, который дал свое благословение на печать церковной книги.
«Апостол» Ивана Федорова был напечатан на французской бумаге.
В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где постепенно вытеснила пергамент. На Руси пергаментные книги изготовлялись, наряду с бумажными, до XV века включительно. Первый уцелевший русский документ, написанный на бумаге, датируется 1341 г. (грамота Семёна Гордого).
В XV—XVI веках, после изобретения книгопечатания, производство бумаги в Западной Европе быстро растёт. На Руси первая попытка наладить производство собственной бумаги была предпринята в царствование Ивана Грозного, но это нововведение тогда не прижилось.
Азбука Ивана Федорова.
Позже, в 1574 году Иван Федоров издал светскую книгу - первый русский учебник — «Азбуку», следуя своему жизненному принципу — «рассевать семена духовные». Прежде для обучения грамоте использовали богослужебную книгу Псалтырь.
В основу «Азбуки» положена кириллица.
«Ради скорого младенческого научения», — написано в учебнике от составителя. Алфавит расположен в прямом, обратном порядке и вразбивку. 40 листов по 15 строчек на каждой страничке написаны на славянском языке с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек, характерных для издания Федорова. Ученые склоняются к мнению, что это «первый печатный учебник грамоты для восточных славян».
Учебник напечатан на бумаге. Единственный известный экземпляр федоровской «Азбуки», сохранившийся до наших дней, находится в библиотеке Гарвардского университета.
Итог урока.
О подборе тегов для структурирования информации (практическая часть).
Педагог-библиотекарь: сформулируем тему урока.
Обучающиеся формулируют и записывают тему урока «Истоки русского книжности». Обучающиеся озвучивают теги, которые они подобрали к материалу. Самоопределение (Л). Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Задание творческого характера (Л). Классификация (П).
Итог работы: заполненные таблицы с темой урока и тегами к озвученной информации.
Педагог-библиотекарь с помощью тегов, подобранных и озвученных обучающимися, маркирует информацию по теме «Истоки русской книжности», размещенную на персональном сайте педагога-библиотекаря.
Исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что чем с большим объемом информации мы знакомимся при изучении темы, тем проще нам выделить в ней главное с помощью тегов, которые формулируются на основании подобранных ключевых слов.
Для того, чтобы преодолеть трудность в систематизации информации с помощью тегов, необходимо постоянно увеличивать свой словарный запас, а для этого надо читать.
Об истоках русской книжности.
Педагог-библиотекарь организует беседу, связывая результаты библиотечного урока с его целями.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на библиотечном уроке. Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Целеполагание (Р). Контроль и оценка результатов деятельности (П). Самооценка (Л).
Ответьте на вопросы по теме библиотечного урока:
1. Какой вклад в становление русской книжности внесли Кирилл и Мефодий?
(Создали славянскую письменность, а именно азбуку кириллицу).
2. Какой вклад в развитие русской книжности внесли безымянные переписчики рукописных книг?
(Они проделали огромный труд - вручную переписывали текст на славянском языке, используя и перерабатывая первоисточники - христианские книги на славянском языке. Они привнесли в русскую книжность традиции оформления текста и книги).
3. В чем преимущество печатной книги перед рукописной?
(Возможность выпуска значительного количества книг, благодаря чему книга становится более доступной для читателя)
4. Какой вклад в развитие русской книжности внесли царь Иван Грозный и первый русский книгопечатник Иван Федоров?
(Иван Грозный основал первую в Русском царстве типографию. Иван Федоров напечатал первую печатную книгу в Руси, напечатал первый учебник для обучения грамоте).
5. Как назвались книги, напечатанные Иваном Федоровым?
("Апостол" и "Азбука").
Домашнее задание.
Педагог-библиотекарь дает обучающимся задание и комментарии к нему. Таблицы остаются у педагога-библиотекаря как конспект к уроку.
Обучающиеся слушают педагога–библиотекаря. Целеполагание (Р).
Поделиться на странице в соцсети информации о Дне славянской письменности и культуры, подобрать и прописать к этой информации теги.