Вы здесь

Библиотечный урок "Истоки русского книжности"

Опубликовано 27 05 2022
Автор: Купин А. В.

Тема библиотечного урока: Истоки русского книжности.

Цели:

Познавательные:

- знакомство со становлением и развитием русской книжности;
соблюдение культуры подбора тегов по ключевым словам.

Личностные: развитие интеллектуального потенциала личности обучающегося;
- содействие развитию навыка формулировки ключевых слов.

Метапредметные:

- содействие формированию компетентности обучающихся по значимым событиям российской культуры;
систематизация информации и поиск с помощью тегов (ключевых слов).

Коммуникативные: учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Задачи:

- установление связи с жизненным опытом ребенка;
- содействие развитию навыков самостоятельной работы;
- закрепление представления о современных технологиях работы с информацией.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Методы: наглядно-иллюстративный.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, система управления сайтом на удаленном сервере, файлы изображений на темы «День славянской письменности и культуры», «История русского книгопечатания», презентация «Истоки русской книжности».

Ход урока.

Организационный момент.

Педагог-библиотекарь приветствует класс. Сегодня вы узнаете об истории и развитии русской книжности и о систематизации информации с помощью тегов.

Актуализация.

Педагог-библиотекарь напоминает обучающимся, как организован доступ к информации в сети «Интернет».

Учебное сотрудничество обучающихся с педагогом-библиотекарем и сверстниками (К). Самоопределение (Л).

Сегодня, помимо возможности поиска информации в сети "Интернет" по ключевым словам, приобретает актуальность новая форма организации доступа к информации. Это связано с тем, что количество контента в сети "Интернет" неудержимо растет, поисковые системы с опозданием реагируют на обновление информации, размещенной в Интернете.

Например, на крупных информационных сайтах и в социальных сетях для решения проблемы организации доступа пользователя к информации применяется такой инструмент как теги.

Тег (от английского слова tag — "метка") - ключевое слово (или несколько слов), используемое в блогах, социальных сетях, облегчающее поиск сообщений по данной теме или содержанию (иногда может начинаться со знака решётки # - англ. hash, и назваться хештег).

Использование тегов предусматривает нанесение подобных меток на страницы контента сайта с соответствующим теме материалом. Благодаря наличию тегов на информационном веб-ресурсе, посетителю сайта проще ориентироваться при поиске необходимой информации.

Формирование новых знаний.

Педагог-библиотекарь рассказывает обучающимся о становлении русской книжности.

Обучающиеся слушают педагога – библиотекаря. Обучающиеся записывают свои варианты тегов в бланки, розданные педагогом-библиотекарем. Самоопределение (Л). Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Формирование компетентности в систематизации информации с помощью тегов (ключевых слов) (М). Ориентация в своей системе знаний (М). Классификация (П). Подведение под понятие (П).

24 мая Россия и многие другие страны мира отмечают День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых, братьев Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку и дали начало письменности славян.

Тема нашего библиотечного урока: «Истоки русской книжности».

Слово "книжность" образовано от слова "книжный" и, согласно изданию "Толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой» (2000 г.), имеет следующие значения:

1. Связанный с существительным "книга".
2. Свойственный книге, характерный для нее.
4. Свойственный письменному изложению, но не устной речи.

Чтобы лучше понимать, что такое русская книжность, какова ее история, мы сейчас с вами применим теги, благодаря которым сможем систематизировать значимые события становления и развития русской книжности,

Педагог-библиотекарь формулирует задание: подобрать как можно больше тегов к фактам российской культуры, имеющим непосредственное отношение к становлению и развитию русской книжности. (Педагог-библиотекарь раздает каждому из обучающихся одну из заранее подготовленных таблиц для заполнения).

Указ Президента РФ.

Ежегодно 24 мая в России и во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры.

Официально День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки кириллицы просветителями Кириллом и Мефодием. В том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая.

За 1000 лет кириллица стала основой алфавита для 108 языков. Более 400 миллионов человек в мире разговаривают на языках славянской группы.

Учитывая особую значимость Дня славянской письменности и культуры в консолидации российского общества и укреплении связей с братскими славянскими народами на основе исторических, духовно-нравственных и культурных традиций, президент РФ В. В. Путин 16 марта 2010 года издал указ № 323 "О праздновании Дня славянской письменности и культуры".

Кирилл и Мефодий.

Просветители Кирилл и Мефодий создали свод текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

В сознании многих поколений славян просветители Кирилл и Мефодий – символы славянской письменности и славянской культуры. Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру Болгарии (а через ее посредство – на культуру Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней до новейшего времени сохранялась славянская азбука глаголица).

Разработанная ими письменность (славянская азбука) повлияла на развитие русской книжности и литературы.

Мстиславово Евангелие.

Евангелие (греч. «радостная весть, благовестие») - общее название для первых четырех книг Нового Завета, повествующих о рождении Иисуса Христа, Его жизни на земле, учении, смерти и воскресении. Отдельная книга, содержащая Четвероевангелие, также называется Евангелием. Различаются Евангелие: книга для повседневного чтения и богослужебная книга, в которой текст разделен на фрагменты для чтения на церковных службах.

Мстиславово Евангелие — Евангелие, созданное не позднее 1117 года в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава (с 1125 года — великий князь Киевский) для церкви Благовещения на Городище (по другой версии, для Георгиевского собора Юрьева монастыря). Эта рукописная книга является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракоса (то есть Евангелия, разделённого в соответствии с богослужебными чтениями).

Мстиславово Евангелие написано на пергамене. Пергамен - писчий материал из специально обработанной кожи мелких домашних животных. Однако сложность изготовления пергамена затрудняла его распространение.

Изборник 1076 года.

В конце Х в. Русь, одновременно с установлением христианства как государственной религии, приняла письменность на основе кириллицы, имевшую уже к тому времени широкое распространение у южных славян.

Тематика сохранившихся до наших дней русских рукописных книг необычайно широка. Кроме богослужебных книг, здесь представлены светские книги, среди которых много исторических памятников – летописные и хронографические, книги для «душеполезного» чтения и для практического применения – травники, лечебники, трактаты по военному делу, областям средневековых знаний.

Особый интерес представляют четьи - сборники, содержащие произведения самых разных жанров: богословские трактаты, памятники красноречия, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, силлабические вирши.

Изборник 1076 года – древнейшая дошедшая до наших дней русская точно датированная рукописная книга четья, то есть книга не богослужебная, а литературного содержания. В ней содержится множество статей нравственно-христианского характера, адресованных светской части древнерусского общества, прежде всего, княжеской элите. Кроме отрывков из сочинений византийских отцов церкви, содержит в себе переведённые с греческого отрывки из житийной литературы, из библейских книг, сборников изречений и т. п.

Иван Федоров.

Иван Федоров — один из первых русских книгопечатников. По традиции, часто называется «первым русским книгопечатником». Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве.

1 (14 по новому стилю) марта 1564 года произошло событие, ознаменовавшее собой начало эры книгопечатания. В этот день в Москве было завершено изготовление первой датированной печатной книги на Руси «Деяния святых апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою» ("Апостол"). Анонимные и недатированные подобные печатные издания на Руси выходили и до «Апостола», но эта книга была особого рода.

Книгопечатание в нашем государстве во времена Ивана Грозного заметно отставало от европейских стран, где уже знали и использовали изобретение Иоганна Гуттенберга – станок с подвижными литерами, делавшими оттиски на бумаге.

Ивана Грозного, человека образованного и начитанного, не могло устраивать то обстоятельство, что в церковных богослужебных рукописных книгах встречались часто ошибки, делаемы переписчиками книг. Он решил развивать книгопечатание, «дабы впредь излагались св. книги праведно и несмутно без сомнения всякому православному», – узнаём из сочинения историка и филолога Антония Петрушевича «Иван Фёдоров русский первопечатник» (1883).

Московский печатный двор — первая в России типография, объект культурного наследия федерального значения. Основана по приказу царя Ивана Грозного в 1553 году.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги. Открыт в 1909 году в Москве.

Выполнен скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова. Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола».

Апостол Ивана Федорова.

Выбор книги «Апостол» для первого государственного печатного издания был неслучаен: он предназначался для обучения духовенства. Считалось, что Кирилл и Мефодий сами перевели эту книгу на славянский язык. Это издание относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом было удобно читать, держа в руках. Таким образом, Иван Фёдоров начал издание печатных книг не только в качестве богослужебных книг, но и для личного пользования.

Оформлен «Апостол» был с большим искусством: текст набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Первопечатник не стремился к броской новизне, он хотел приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. Украшают книгу рисованные заставки перед каждым разделом. В этом новаторском издании нет ещё титульного листа, но есть послесловие с выходными данными книги. Иван Фёдоров неплохо владел даром изложения, и есть мнение, что именно его перу принадлежит светское послесловие к «Апостолу».

В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным — киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Академик Дмитрий Лихачев писал: «В этой книге до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».

Послесловие к книге «Апостол» стало первой светской печатной публикацией. В нем сообщалось, где, когда и кем напечатана книга. Там были указан заказчик — Иван IV — и издатели: Иван Федоров и Петр Мстиславец, а также митрополит Макарий, который дал свое благословение на печать церковной книги.

«Апостол» Ивана Федорова был напечатан на французской бумаге.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где постепенно вытеснила пергамент. На Руси пергаментные книги изготовлялись, наряду с бумажными, до XV века включительно. Первый уцелевший русский документ, написанный на бумаге, датируется 1341 г. (грамота Семёна Гордого).
В XV—XVI веках, после изобретения книгопечатания, производство бумаги в Западной Европе быстро растёт. На Руси первая попытка наладить производство собственной бумаги была предпринята в царствование Ивана Грозного, но это нововведение тогда не прижилось.

Азбука Ивана Федорова.

Позже, в 1574 году Иван Федоров издал светскую книгу - первый русский учебник — «Азбуку», следуя своему жизненному принципу — «рассевать семена духовные». Прежде для обучения грамоте использовали богослужебную книгу Псалтырь.

В основу «Азбуки» положена кириллица.

«Ради скорого младенческого научения», — написано в учебнике от составителя. Алфавит расположен в прямом, обратном порядке и вразбивку. 40 листов по 15 строчек на каждой страничке написаны на славянском языке с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек, характерных для издания Федорова. Ученые склоняются к мнению, что это «первый печатный учебник грамоты для восточных славян».

Учебник напечатан на бумаге. Единственный известный экземпляр федоровской «Азбуки», сохранившийся до наших дней, находится в библиотеке Гарвардского университета.

Итог урока.

О подборе тегов для структурирования информации (практическая часть).

Педагог-библиотекарь: сформулируем тему урока.

Обучающиеся формулируют и записывают тему урока «Истоки русского книжности». Обучающиеся озвучивают теги, которые они подобрали к материалу. Самоопределение (Л). Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Задание творческого характера (Л). Классификация (П).

Итог работы: заполненные таблицы с темой урока и тегами к озвученной информации.

Педагог-библиотекарь с помощью тегов, подобранных и озвученных обучающимися, маркирует информацию по теме «Истоки русской книжности», размещенную на персональном сайте педагога-библиотекаря.

Исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что чем с большим объемом информации мы знакомимся при изучении темы, тем проще нам выделить в ней главное с помощью тегов, которые формулируются на основании подобранных ключевых слов.

Для того, чтобы преодолеть трудность в систематизации информации с помощью тегов, необходимо постоянно увеличивать свой словарный запас, а для этого надо читать.

Об истоках русской книжности.

Педагог-библиотекарь организует беседу, связывая результаты библиотечного урока с его целями.

Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на библиотечном уроке. Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К). Целеполагание (Р). Контроль и оценка результатов деятельности (П). Самооценка (Л).

Ответьте на вопросы по теме библиотечного урока:

1. Какой вклад в становление русской книжности внесли Кирилл и Мефодий?

(Создали славянскую письменность, а именно азбуку кириллицу).

2. Какой вклад в развитие русской книжности внесли безымянные переписчики рукописных книг?

(Они проделали огромный труд - вручную переписывали текст на славянском языке, используя и перерабатывая первоисточники - христианские книги на славянском языке. Они привнесли в русскую книжность традиции оформления текста и книги).

3. В чем преимущество печатной книги перед рукописной?

(Возможность выпуска значительного количества книг, благодаря чему книга становится более доступной для читателя)

4. Какой вклад в развитие русской книжности внесли царь Иван Грозный и первый русский книгопечатник Иван Федоров?

(Иван Грозный основал первую в Русском царстве типографию. Иван Федоров напечатал первую печатную книгу в Руси, напечатал первый учебник для обучения грамоте).

5. Как назвались книги, напечатанные Иваном Федоровым?

("Апостол" и "Азбука").

Домашнее задание.

Педагог-библиотекарь дает обучающимся задание и комментарии к нему. Таблицы остаются у педагога-библиотекаря как конспект к уроку.

Обучающиеся слушают педагога–библиотекаря. Целеполагание (Р).

Поделиться на странице в соцсети информации о Дне славянской письменности и культуры, подобрать и прописать к этой информации теги.