Вы здесь

Круглый стол "Фильм или книга?"

Опубликовано 28 06 2022
Автор: Купин А. В.

Круглый стол "Фильм или книга?" (на материале рассказа В Богомолова "Иван" и фильма А. Тарковского "Иваново детство"*).

Ключевой вопрос (тема обсуждения): что, на ваш взгляд, предпочтительнее - фильм или книга?

Цели:

- выявить мнение участников по поводу обсуждаемого вопроса;
- выработка приемлемой для всех участников обсуждения позиции;
- продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры.

Форма организации обсуждения: круглый стол.

Участники круглого стола: обучающиеся 7 класса.

Необходимое оборудование: книга В. Богомолова, средства для показа фильма (экран, проектор, ноутбук).

(*) Фильм "Иваново детство" (1962 г.) входит в перечень "100 лучших фильмов для школьников".

План проведения

Первый этап. Слово ведущего.

1. Правила обсуждения за круглым столом.

Согласно древней легенде, король Артур усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равноправными. Круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ дискуссии и принятия соглашений. Беседа идет именно за круглым столом, потому что каждое место имеет одинаковое значение. Цель участников круглого стола: достичь результата - единого частного мнения данного круглого стола. Все мнения равны, и никто не имеет права считать, что его мнение важнее, чем мнение других. Участники выражают свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников.

Назвать регламент данного круглого стола (10 минут - слово ведущего, 15 минут - обсуждение, 5 минут - заключительное слово ведущего).

2. Краткая история создания фильма "Иваново детство".

Рассказ «Иван» был написан Владимиром Богомоловым в 1957 году. Рассказ написан от лица молодого лейтенанта и содержит описание нескольких случайных встреч с двенадцатилетним разведчиком Иваном Бондаревым, все близкие которого погибли, а мать пропала без вести. После окончания войны в «Комсомольской правде» была опубликована статья о юных разведчиках, помогавших советской армии на Днепре в 1941 году. Она кончалась словами: «Отзовитесь, юные герои!». Писатель Богомолов, будучи сам военным разведчиком, позвонил в редакцию и узнал, что никто не отозвался: все разведчики погибли. Рассказ «Иван» привлек внимание кинодраматурга Михаила Папавы. Папава написал по нему сценарий, но отошел от линии сюжета книги. Он сделал счастливый финал: в рассказе Иван погибает, в сценарии Папавы Иван в финале появляется в образе военного. Но Богомолов заявил, что такой конец искажает правду и вмешался в написание сценария. Поэтому фильм А. Тарковского "Иваново детство" завершается, как и рассказ Богомолова "Иван", вестью о смерти Ивана.

3. Постановка общей темы (ключевого вопроса): что, на ваш взгляд, предпочтительнее - фильм или книга?

Второй этап. Разделение общей темы на ряд подтем.

1. Первая подтема: Разница в восприятии текста книги и кинокартины.

Постановка вопроса. Как лучше воспринимается фильм: если ты читал сначала книгу, или если ты не читал книгу, а посмотрел сразу фильм? Обоснуйте свое мнение.

2. Вторая подтема: Работа режиссера по созданию фильма и работа писателя по созданию книги.

Постановка вопроса. Как вы думаете, каким способом режиссер, который снимает фильм, воздействует на зрителя. Какими способами писатель, который пишет книгу, воздействует на читателя?
(Герой рассказа Богомолова "Иван" живет войной, он не представляет себя в тылу. Месть - вот чего он хочет. Он хочет быть полезным, но может быть он хочет быть нужным? Что с ним будет, когда закончиться война? Будущее для него туманно, у Ивана никого нет. А в армии у него есть друзья, они ему почти как семья. Но он может всего этого лишиться с окончанием войны. Он зависит от этого, он уже не боится рисковать жизнью.

Рассказ Богомолова был переработан Тарковским. Режиссер включил в фильм контрапунктом военных лет сны Ивана, в которых мальчик проживает свое утраченное детство. Но даже в своих снах война настигает ребенка сухим, искореженным деревом, встающим на его пути. У Тарковского в фильме удачно построена композиция, которая из каждого кадра делает гениальную по своей художественной и смысловой значимости фотографию).

3. Третья подтема: Разница в восприятии рассказа В. Богомолова и фильма А. Тарковского.

Постановка вопроса. По вашему мнению, у кого получилось лучше: у В. Богомолова рассказ "Иван" или у Андрея Тарковского фильм "Иваново детство"? Обоснуйте свое мнение.

(У А. Тарковского - принципиальная смена названия первоисточника. Новое в фильме - сны Ивана. Вода как символ текучести времени, непрекращающегося круговорота жизни. Бытие не заканчивается с физической смертью человека, а продолжается вечно, пока есть на свете природа и весь мир. «Иваново детство» - фильм о вечной победе жизни над смертью вопреки всему, даже наперекор физическим законам. В этой картине нет детства как такового. Оно попрано, изуродовано войной. В фильме детство - лишь мечта о потерянной гармонии, о том, что не сбылось и чему уже не суждено сбыться. Тарковский говорит от имени довоенного поколения, на долю которого выпали ранние утраты и страдания. Фильм Тарковского о том, что жертвами войны становятся дети, о том. что она сделала с их душами.

В фильме - музыка (работа композитора).

Третий этап. Обобщение мнений.

Что, на ваш взгляд - взгляд читателя и взгляд зрителя, предпочтительнее - фильм или книга?

Слово ведущего.

И писатель, и режиссер создают свое отдельное произведение. Писатель - книгу, режиссер - фильм. У писателя и режиссера одинаковая цель: через созданное художественное произведение (книга, фильм) воздействовать либо на читателя книги, либо на зрителя, для которого снят фильм. Но способы создания книги и фильма разные. И писатель, и режиссер используют в своем творчестве художественные образы. Но если режиссер использует визуальный, зрительный образ, то художественный текст, созданные писателем, воздействуя на читателя, заставляет работать воображение. В фильме каждый образ продуман до мелочей, и нет ни одной лишней художественной детали. А вот читатель книги сам воссоздает в своем воображении художественное пространство книги.

Что же может быть предпочтительнее - книга или фильм? Даже если фильм снят не по книге, или такой книги нет, то все равно для фильма пишется сценарий - даже для документального фильма. Фильма не бывает без текста (невозможно снять фильм без сценария, то есть без текста).

Обмен мнениями среди участников.

Подведение итогов круглого стола: выработка единой позиции участниками круглого стола.