Вы здесь

Литературный час "Слово о баснописце И. А. Крылове"

Опубликовано 26 12 2021
Автор: Купин А. В.

Цели:

- знакомство с отдельными периодами жизни и творчества баснописца;
- проверить знания у обучающихся о баснях И. А. Крылова;
- продвижение детского чтения.

Оформление: портреты писателя, иллюстрации к басням И. А. Крылова, выполненные художником А. Лаптевым.
Аудиофайлы (записи выразительного чтения отдельных басен И. А. Крылова).
Аудитория: 5 – 6 кл.

Ход мероприятия:

1. Рассказ о жизни баснописца.

13 февраля 2022 года исполняется 253 лет со дня рождения русского баснописца И. А. Крылова (1769 - 1844).

У каждого народа есть славные имена - гордость нации. Это имена патриотов-героев, ученых, мыслителей, писателей, художников, трудами и подвигами своими умноживших славу родного народа. К таким именам принадлежит имя великого баснописца Крылова. Он давно умер, но произведения его не стареют, время оберегает их. Они бессмертны, как бессмертно имя их автора.

Басня — короткий рассказ в стихах или прозе. В басне содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня — один из древнейших литературных жанров. До Крылова басни писали Эзоп, Лафонтен и Тредиаковский. Их переводили на русский язык. Но Иван Андреевич не переводил басни, а заимствовал их сюжеты.

Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. Басни И. А. Крылова – это «достояние народное, они составляют книгу мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь).

Всего Крыловым было написано около двух сотен басен. Открытием Крылова в его баснях стал образ рассказчика, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличение пороков общества. О популярности басен Крылова говорит тот факт, что при жизни вышло 77 тысяч экземпляров.

Вопрос: назовите известные вам басни И. А Крылова.

2. Прослушивание басен, разбор.

«Слон и Моська».

Пояснение: Все вы хорошо знаете басню « Слон и Моська», но мало кто знает, что написана она была в 1808 году, через 11 лет после того, как подаренный императрице Екатерине слон сам пришел из Бухары в Санкт- Петербург. Он вышел в феврале 1796 года, а до северной столицы добрался лишь в октябре 1797 года. Пройдя 3 тысячи километров за 1 год и 8 месяцев по бездорожью, сквозь снежные метели по улицам российских городов. Его охраняла сотня казаков с нагайками. Все старания были тщетны. Для русских людей слон был зрелищем невиданным. Путешествие Бухарского гостя обошлось российской казне в 6 тысяч 655 рублей 62 копейки. В день слон съедал 100 пудов сена и овса, да ещё закусывал арбузами, овощами и фруктами.

Обучающиеся слушают в записи выразительное чтение басни «Слон и Моська» в исполнении актера В. Гафта.

Мораль этой басни заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей. Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: "ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!"..." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.).

«Демьянова уха»

Пояснение: Крылов Иван Андреевич был большой любитель званых обедов. Ничем нельзя было так угодить Ивану Андреевичу, как хорошенько угостив его. Его почитатели этим пользовались. За столом он становился разговорчив и оживлен. Комментировал каждое блюдо, да так поэтично и образно, что присутствующие нет – нет да и устраивали овацию.

Обучающиеся слушают в записи выразительное чтение басни «Демьянова уха» в исполнении актера П. Беседина.

Мораль этой басни заключается в том, что в любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до "тошноты".

В частности, И. А. Крылов подразумевает здесь талантливых писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных выступлениях.

«Волк на псарне».

Пояснение: В образах героев басни Ловчего и Волка изображены полководец Кутузов и французский император Наполеон Бонапарт. Поводом к написанию басни послужила попытка Наполеона заключить договор с Россией в сентябре 1812 г.: "Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир.

"После сражения под Красным Кутузов лично прочитал окружавшим его офицерам только что полученную из Петербурга рукопись басни..." (А. И. Михайловский-Данилевский, Полное собрание сочинений, т. V, СПб., 1850 г.).

Обучающиеся слушают в записи выразительное чтение басни «Волк на псарне» в исполнении актера Игоря Козлова.

3. О личности И. А. Крылова.

Слава о замечательном русском баснописце еще при жизни его перешагнула границы России. О Крылове знала Франция, Англия, Германия, Италия, народы Скандинавского, Балканского и Пиренейского полуостровов. Его басни переводили в Америке, в Африке, в Азии. И за рубежом автор был личностью легендарной. Но сегодня мы поговорим о малоизвестном Крылове.

В 1812 году Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки (ныне библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина), где и прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и составлению славяно-русского словаря.

Жил он очень комфортно, получал хорошую пенсию. Ещё в детстве он любил заниматься математикой и играть на скрипке. Эти увлечения он не оставил до своих последних дней. Он очень любил рисовать и писал пейзажи маслом, читал наизусть Евангелие на греческом языке. Затем он решил изучить ещё английский, так как французский, немецкий и итальянский знал с детства.

В 1841 году состояние здоровья Ивана Андреевича Крылова ухудшилось, и он оставил службу. Басен он не писал с 1835 года, но редактировал уже написанное им и готовил к изданию.

Он любил тишину и покой. Время до обеда проводил лёжа на диване в старом халате. Его любимым занятием было кормление голубей, чтобы для этого не выходить из дома он открывал огромные окна, а зерно сыпал прямо на пол, не заботясь о чистоте ковра. Холодной осенью 1844 года он по обыкновению открыл окно, чтобы впустить голубей в комнату и заработал пневмонию. В три дня болезнь скрутила и погубила баснописца. Перед самой кончиной он вспомнил о своем сборнике, который вот-вот должен был выйти из типографии и поручил разослать по одному экземпляру всем знакомым с надписью: « На память об И. А. Крылове», но это послание было разослано вместе с приглашением на его похороны.

4. [Вариант для 6 класса] О памятнике И. А. Крылову.

Знаете ли вы, кто создавал памятник Крылову? В городе Санкт-Петербурге, неподалеку от входа в Летний сад, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову 1855». Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов сидит на округлом камне в спокойной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик, и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.

На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен. Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.

В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М. Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.

Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.

Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу И. А. Крылову; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец. Памятник И. А. Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой. В 1966 году памятник был реставрирован.

5. [Вариант для 5 класса] Викторина по творчеству И. А. Крылова.

«Продолжи строки из басни».

1. Уж сколько раз твердили миру, … (что лесть гнусна, вредна,…)
2. Ты всё пела, это дело… (так пойди же попляши)
3. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха … (за то, что хвалит он Кукушку)
4. Когда в товарищах согласья нет … (на лад их дело не пойдёт)

«Узнай басню по цитате».

Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

6. Подведение итогов:

Это занятие - дань уважения человеку, который оставил для нас такую неисчерпаемую сокровищницу мудрости. Спасибо Ивану Андреевичу Крылову, благородный голос которого призывал сердца к добру и правде. Спасибо и вам за то, что сквозь века вы услышали и откликнулись на его голос.

Вопрос:

– Что нового вы узнали сегодня о творчестве И. А. Крылова?