Вы здесь

Библиотечный урок "Дмитрий Сергеевич Лихачев - человек и гражданин"

Опубликовано 11 01 2022
Автор: Купин А. В.

Цели:

- привлечь внимание обучающихся к актуальным вопросам современности через знакомство с личностью и научной деятельностью Д. С. Лихачева;

- привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии культуры;

- приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

Аудитория: 8 - 10 классы.

28 ноября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения российского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева.

"Его идейное наследие, труды, посвященные духовному развитию личности и нравственному воспитанию молодых поколений, имеет непреходящее значение" (Президент РФ В. В. Путин).

Ход мероприятия:

1. Рассказ о личности Д. С. Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя - 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) - автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и русской культуры, пропагандист нравственности и духовности, первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

С 1938 года жизнь Дмитрия Сергеевича Лихачева неразрывно связана с Институтом русской литературы - Пушкинским Домом. Перед самой войной, 11 июня 1941 года, он защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века». В 1947 году он получил ученую степень доктора филологических наук.

Академик Д. С. Лихачев успел увидеть при жизни результаты своих трудов. Именно его книги, статьи и устные выступления помогли многим нашим соотечественникам открыть для себя подлинную историю России и богатство ее культурно-исторического наследия. Однна из его известных статей - "Экология культуры".

2. Лихачев Д. С. "Экология культуры".

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются государствами, чтобы защитить окружающую среду.

Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить окружающую природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха.

Экология - наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его физической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины.

Вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир. Ненавязчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь критерием прекрасного.

Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут возрастать.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.

Культурную экологию не следует смешивать с реставрацией и сохранением отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, а в целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить характер местности, архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовую культуру народа.

Д. С. Лихачев вспоминает, как впервые приехал в Москву и случайно увидел на церковь Успения на Покровке. Встреча с ней его ошеломила. "Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном", - вспоминает Д. С. Лихачев. Д. С. Лихачев говорит, что жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием полученного им тогда импульса. Позже он узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время Великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня.

Д. С. Лихачев сожалеет, что этот храм был уничтожен в начале 30-х годов. Он считает, что если утраты в природе до известных пределов восстановимы, то утрата памятников культуры неосстановимы, так как ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой. Каждый памятник разрушается навсегда.

3. Подведение итогов.

По мнению Д. С. Лихачева, "запас" памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало тоько одной любви к своей стране, - любовь должна быть имеющей силу.

Вопрос:

– Что нового вы узнали сегодня о личности Д. С. Лихачева?

Использованы материалы статьи:

Д. С. Лихачев. Экология культуры // Лихачев Д. С. - Памятники Отечества. — 1980. — № 2.