Литературный жанр ЛитРПГ

Опубликовано Купин Анатолий… - вт, 03/17/2020 - 19:31

Автор: Купин Анатолий Викторович, педагог-библиотекарь МБОУ Михайлово-Александровская СОШ, магистр филологического образования.

1. Российская фантастика сегодня.

"Профессиональные писатели-фантасты, как известно, вымерли в России где-то во второй половине 2011 года [...]. Продажи «художки» тогда резко просели, причем практически по всем позициям, за исключением детской литературы. [...] Русская фантастика, безусловно, не умерла – ее и дустом вывести непросто, — но писательство перестало быть профессией, став чистой воды хобби" (Вадим Нестеров @vad_nes.  Писатели про… Писатели про… Писатели прод, или Как в России вымерли и возродились фантасты [2] ).

Сегодня сложилась практика, когда писатели-фантасты стремятся опубликовать свои произведения в сети «Интернет» на порталах самиздата. Интересы читателей – пользователей сети «Интернет» диктуют такому автору, что именно он должен писать. "Эта аудитория интересуется крайне ограниченным пулом жанров. Это ЛитПРГ, бояр-аниме [...], в меньшей степени – романы о «попаданцах» и фантастические боевики [...]. Всё" [2]. "В силу своей зацикленности на крайне ограниченном количестве жанров и постоянном потреблении примитивных и дурно написанных книг, большинство тамошних читателей — весьма низкоквалифицированные читатели. Навык чтения у них практически не прокачен. Если им подсунуть книгу с несколькими сюжетными линиями, они бросят ее на первой главе – им сложно держать в голове несколько героев" [2].

"Один из самых интересных наших молодых фантастов Андрей Красников стал очень популярен, пока писал действительно талантливую ЛитРПГ-тетралогию. Он был натуральной звездой, судя по всему, очень неплохо заработал — его читали десятки тысяч людей, и это не фигура речи. Потом он решил написать классическую фантастику. Читать книгу записалась пара сотен самых верных поклонников, и те, похоже, исключительно из вежливости" [2].

2. Литературный жанр ЛитРПГ.

Настольные и видеоигры в XXI веке превратились в огромную индустрию с доходами, способными сравниться с бюджетом небольшого государства. Игры превозносят и уничижают, ими восхищаются и их ненавидят. Игры меняют формат, перевоплощаясь в комиксы, фильмы, книги. В какой-то момент геймерам оказалось мало обычных книг про игры, и они придумали совершенно новый субжанр – литературную RPG (RPG - компьютерная ролевая игра).

ЛитРПГ относительно новый жанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. Данный жанр описывает как реальность, так и мир компьютерных ролевых игр - вымышленных или реально существующих. В отличие от жанра научной фантастики киберпанк, в ЛитРПГ делается акцент на игровую составляющую, а само присутствие информационных технологий не обязательно, либо им отводится второстепенная роль.

Главный герой по сюжету при помощи оборудования для создания виртуальной реальности попадает в игру и далее сюжет развивается в игровом пространстве.

Книги, написанные в жанре ЛитРПГ, характеризуются тем, что по ходу сюжета используются вставки текстовых сообщений об игре или расширении имеющихся у персонажей природных и иных характеристик, а также характеристик оружия, одежды, инвентаря, например, сколько нанесено очков повреждений от нападения или накоплено очков опыта и т. д.

Встретив такие тексты, читатель понимает, что действие сюжета происходит в пространстве компьютерной игры («World of Warcraft», «Warhammer 40 000», «Total War Warhammer» и другие). Наиболее частой основой для фантастики в ЛитРПГ является игра EVE Online.

Фанфики по мотивам компьютерных книг появились довольно давно. Одним из тех, кто превратил первым подобные рассказы в самостоятельный жанр, признают южнокорейского писателя Nam Hee Sung с его произведением «Легендарный лунный скульптор». Работа по переводу его книг на русский язык вдохновила писателей данного жанра в России. Несмотря на то, что официально родиной жанра ЛитРПГ принято считать Корею, в России тоже были книги ЛитРПГ, точнее их предвестники. Среди наиболее известных произведений этого направления можно выделить цикл «Лабиринт Отражений» Сергей Лукьяненко.

Первый российский роман в жанре ЛитРПГ появился в 2012 году: роман «Господство клана Неспящих» Д. Михайлова, который быстро набрал популярность после публикации в сети «Интернет» и вышел в бумажном формате. В 2013 году издательский дом «ЭКСМО» запустил авторский проект под названием «LitRPG». С 2013 года сайт любителей фантастики fan-book.ru совместно с ЭКСМО проводит конкурсы по ЛитРПГ.

Обязательным условием для книги в жанре ЛитРПГ является наличие игровой системы, в рамках которой и происходит развитие главного героя. При этом сам жанр книги может быть любым – фантастика, любовное фэнтези, постапокалипсис.

К распространенным признакам данного жанра относятся:

- градация системных (игровых) вещей от обычных до божественных;

- начисление опыта (или его аналога) за некие действия (истребление монстров, создание предметов, выполнение заданий) для дальнейшего развития главного героя;

- навыки и умения, которые главный герой может получить и улучшить различными способами;

- цифровые значения характеристик, таких как сила, ловкость, выносливость и др.

3. Серия книг "Дневник Стива".

На портале "Литрес" серия «Дневник Стива» отмечена следующими тегами: детская познавательная и развивающая литература, детская фантастика, детские приключения, зарубежные детские книги, фанфик. Возрастное ограничение: 6+. Без указания автора. Переводчик - Гитлиц А. В.

Действие книг про Стива происходит в игровом мире Minecraft. Minecraft - компьютерная игра (создана в 2009 г.) с минималистичным дизайном и свободой творчества. В цели данного семинара не входит обсуждение игры "Minecraft", однако необходимо указать особенности данной игры, поскольку они непосредственно формируют художественное пространство данной серии книг:

- игровой мир Minecraft состоит из трехмерных объектов, которые в игре называются блоками, и такие блоки отличаются между собой текстурой, физическими свойствами и другими признаками. Такой мир практически не имеет пространственного ограничения;

- игровой мир делится на различные биомы, у каждого из которых свои погода и объекты;

- перед процедурной генерацией мира игрок должен выбрать один из трех основных режимов игры: «выживание», «хардкор» и «творчество»;

- по умолчанию игрок управляет персонажем в режиме от первого лица;

- каких-либо конкретных целей или сюжета в Minecraft нет - игра состоит в том, что игрок импровизирует.

- в начале игры игровой персонаж появляется на поверхности земли в случайном биоме - например, в пустыне, горах, равнинах, лесу и так далее;

- игровой персонаж перемещается по миру пешком, преодолевая различные естественные препятствия;

- по мере прохождения Minecraft игрок будет получать достижения за выполнения определенных действий.

Аннотации к отдельным произведения данной серии на портале Литрес:

"Дневник Стива, застрявшего в Minecraft" (2014). "Minecraft – суперпопулярная игра, в которой можно делать ВСЁ. И только Стив не знает о ней, а ведь Дирк, жуткий задира, вызвал его на поединок в режиме выживания. И всё бы ничего, но вот напасть – Стива засосало в Minecraft. Не в том смысле, что он заигрался, а в буквальном! Теперь ему придется бороться с зомби, очень быстро бегать от криперов и исследовать новый необычный мир. Какие еще напасти ждут Стива и сможет ли он вернуться домой?"

"Дневник Стива. Конёк-квадратноног" (2014). "Испытайте невероятные приключения в «Майнкрафте» вместе со Стивом! Стив был обычным школьником, но теперь он часть игры, и ему приходится учиться выживать в странном квадратном мире «Майнкрафта». На этот раз он уверен в своих силах и собирается устроить суперскачки на лошадях! К этому надо как следует подготовиться: для начала хотя бы найти коня и суметь приручить его… Справится ли с этим Стив и сможет ли вернуться домой, в нормальный мир? Приготовьтесь! Вас ждут тонны шуток, невероятные приключения, зомби и загадочный красноглазый монстр! А еще внутри книги есть пространство для творчества, где читатель может рисовать и составить собственный план по спасению Стива!".

Главный герой попадает в компьютерную игру в режиме выживания, противостоит антагонисту по имени Дирк, сражается с зомби, осваивает новый мир, стремится вернуться домой, в реальный мир. Книги про Стива написаны в форме дневника, в котором тот излагает все, что с ним происходит в мире Minecraft: герой куда-то перемещается, исчезает то, что он создал, герой отыскивает место для ночлега и т. д. Герой перемещается в квадратном мире с целью отыскать выход и вернуться домой, в реальный мир. Каждая книга серии заканчивается тем, что Стив попадает в еще один мир Minecraft.

Для серии книг о Стиве в мире Minecraft свойственен признак, который, как уже было сказано, является одной из отличительных черт жанра ЛитРПГ: по ходу сюжета в тексте используются вставки сообщений об игре или о расширении имеющихся у персонажей природных и иных характеристик, связанных с накоплением опыта выживания в игровом мире.

По ходу повествования даются задания для читателя, например: нарисуй, каких животных ты видел в «Майнкрафте», нарисуй дом, построенный Стивом в «Майнкрафте» и т. д.

Одной из выраженных характеристик Стива является инстинкт самосохранения, причем герой этот инстинкт "включает", то есть его действия подчиняются правилам данной игры.

Заключение.

Виртуальность все плотнее входит в жизнь, и, вполне вероятно, что в будущем жанр ЛитРПГ получит еще большую популярность.

Список использованных источников:

  1. Книги в жанре ЛитРПГ // Электронная библиотека современной литературы Самиздат Author.Today. URL: https://author.today/work/genre/litrpg  (Дата обращения: 08. 11. 2019).
  2. Вадим Нестеров @vad_nes.  Писатели про… Писатели про… Писатели прод, или Как в России вымерли и возродились фантасты // Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/misis/blog/474016/ (Дата обращения: 08. 11. 2019).

Поделиться публикацией