Опубликовано: 17 08 2020
Автор: Купин А. В.
1. Российская фантастика сегодня.
Сегодня сложилась практика, когда писатели-фантасты стремятся опубликовать свои произведения в сети «Интернет» на порталах самиздата. Интересы читателей – пользователей сети «Интернет» диктуют такому автору, что именно он должен писать.
2. Литературный жанр ЛитРПГ.
Настольные и видеоигры в XXI веке превратились в огромную индустрию с доходами, способными сравниться с бюджетом небольшого государства. Игры превозносят и уничижают, ими восхищаются и их ненавидят. Игры меняют формат, перевоплощаясь в комиксы, фильмы, книги. В какой-то момент геймерам оказалось мало обычных книг про игры, и они придумали совершенно новый субжанр – литературную RPG (RPG - компьютерная ролевая игра).
ЛитРПГ относительно новый жанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. Данный жанр описывает как реальность, так и мир компьютерных ролевых игр - вымышленных или реально существующих. В отличие от жанра научной фантастики киберпанк, в ЛитРПГ делается акцент на игровую составляющую, а само присутствие информационных технологий не обязательно, либо им отводится второстепенная роль.
Главный герой по сюжету при помощи оборудования для создания виртуальной реальности попадает в игру и далее сюжет развивается в игровом пространстве.
Книги, написанные в жанре ЛитРПГ, характеризуются тем, что по ходу сюжета используются вставки текстовых сообщений об игре или расширении имеющихся у персонажей природных и иных характеристик, а также характеристик оружия, одежды, инвентаря, например, сколько нанесено очков повреждений от нападения или накоплено очков опыта и т. д.
Встретив такие тексты, читатель понимает, что действие сюжета происходит в пространстве компьютерной игры («World of Warcraft», «Warhammer 40 000», «Total War Warhammer» и другие). Наиболее частой основой для фантастики в ЛитРПГ является игра EVE Online.
Фанфики по мотивам компьютерных книг появились довольно давно. Одним из тех, кто превратил первым подобные рассказы в самостоятельный жанр, признают южнокорейского писателя Nam Hee Sung с его произведением «Легендарный лунный скульптор». Работа по переводу его книг на русский язык вдохновила писателей данного жанра в России. Несмотря на то, что официально родиной жанра ЛитРПГ принято считать Корею, в России тоже были книги ЛитРПГ, точнее их предвестники. Среди наиболее известных произведений этого направления можно выделить цикл «Лабиринт Отражений» Сергей Лукьяненко.
Первый российский роман в жанре ЛитРПГ появился в 2012 году: роман «Господство клана Неспящих» Д. Михайлова, который быстро набрал популярность после публикации в сети «Интернет» и вышел в бумажном формате. В 2013 году издательский дом «ЭКСМО» запустил авторский проект под названием «LitRPG». С 2013 года сайт любителей фантастики fan-book.ru совместно с ЭКСМО проводит конкурсы по ЛитРПГ.
Обязательным условием для книги в жанре ЛитРПГ является наличие игровой системы, в рамках которой и происходит развитие главного героя. При этом сам жанр книги может быть любым – фантастика, любовное фэнтези, постапокалипсис.
К распространенным признакам данного жанра относятся:
- градация системных (игровых) вещей от обычных до божественных;
- начисление опыта (или его аналога) за некие действия (истребление монстров, создание предметов, выполнение заданий) для дальнейшего развития главного героя;
- навыки и умения, которые главный герой может получить и улучшить различными способами;
- цифровые значения характеристик, таких как сила, ловкость, выносливость и др.
3. Серия книг "Дневник Стива".
На портале "Литрес" серия «Дневник Стива» отмечена следующими тегами: детская познавательная и развивающая литература, детская фантастика, детские приключения, зарубежные детские книги, фанфик. Возрастное ограничение: 6+. Без указания автора. Переводчик - Гитлиц А. В.
Действие книг про Стива происходит в игровом мире Minecraft. Minecraft - компьютерная игра (создана в 2009 г.) с минималистичным дизайном и свободой творчества. В цели данного семинара не входит обсуждение игры "Minecraft", однако необходимо указать особенности данной игры, поскольку они непосредственно формируют художественное пространство данной серии книг:
- игровой мир Minecraft состоит из трехмерных объектов, которые в игре называются блоками, и такие блоки отличаются между собой текстурой, физическими свойствами и другими признаками. Такой мир практически не имеет пространственного ограничения;
- игровой мир делится на различные биомы, у каждого из которых свои погода и объекты;
- перед процедурной генерацией мира игрок должен выбрать один из трех основных режимов игры: «выживание», «хардкор» и «творчество»;
- по умолчанию игрок управляет персонажем в режиме от первого лица;
- каких-либо конкретных целей или сюжета в Minecraft нет - игра состоит в том, что игрок импровизирует.
- в начале игры игровой персонаж появляется на поверхности земли в случайном биоме - например, в пустыне, горах, равнинах, лесу и так далее;
- игровой персонаж перемещается по миру пешком, преодолевая различные естественные препятствия;
- по мере прохождения Minecraft игрок будет получать достижения за выполнения определенных действий.
Аннотации к отдельным произведения данной серии на портале Литрес:
"Дневник Стива, застрявшего в Minecraft" (2014). "Minecraft – суперпопулярная игра, в которой можно делать ВСЁ. И только Стив не знает о ней, а ведь Дирк, жуткий задира, вызвал его на поединок в режиме выживания. И всё бы ничего, но вот напасть – Стива засосало в Minecraft. Не в том смысле, что он заигрался, а в буквальном! Теперь ему придется бороться с зомби, очень быстро бегать от криперов и исследовать новый необычный мир. Какие еще напасти ждут Стива и сможет ли он вернуться домой?"
"Дневник Стива. Конёк-квадратноног" (2014). "Испытайте невероятные приключения в «Майнкрафте» вместе со Стивом! Стив был обычным школьником, но теперь он часть игры, и ему приходится учиться выживать в странном квадратном мире «Майнкрафта». На этот раз он уверен в своих силах и собирается устроить суперскачки на лошадях! К этому надо как следует подготовиться: для начала хотя бы найти коня и суметь приручить его… Справится ли с этим Стив и сможет ли вернуться домой, в нормальный мир? Приготовьтесь! Вас ждут тонны шуток, невероятные приключения, зомби и загадочный красноглазый монстр! А еще внутри книги есть пространство для творчества, где читатель может рисовать и составить собственный план по спасению Стива!".
Главный герой попадает в компьютерную игру в режиме выживания, противостоит антагонисту по имени Дирк, сражается с зомби, осваивает новый мир, стремится вернуться домой, в реальный мир. Книги про Стива написаны в форме дневника, в котором тот излагает все, что с ним происходит в мире Minecraft: герой куда-то перемещается, исчезает то, что он создал, герой отыскивает место для ночлега и т. д. Герой перемещается в квадратном мире с целью отыскать выход и вернуться домой, в реальный мир. Каждая книга серии заканчивается тем, что Стив попадает в еще один мир Minecraft.
Для серии книг о Стиве в мире Minecraft свойственен признак, который, как уже было сказано, является одной из отличительных черт жанра ЛитРПГ: по ходу сюжета в тексте используются вставки сообщений об игре или о расширении имеющихся у персонажей природных и иных характеристик, связанных с накоплением опыта выживания в игровом мире.
По ходу повествования даются задания для читателя, например: нарисуй, каких животных ты видел в «Майнкрафте», нарисуй дом, построенный Стивом в «Майнкрафте» и т. д.
Одной из выраженных характеристик Стива является инстинкт самосохранения, причем герой этот инстинкт "включает", то есть его действия подчиняются правилам данной игры.
Заключение.
Виртуальность все плотнее входит в жизнь, и, вполне вероятно, что в будущем жанр ЛитРПГ получит еще большую популярность.