Этот контент не может быть отображен без JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу

Литературный час "Поэт в России больше, чем поэт" (к 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова)

Опубликовано Купин Анатолий… - пт, 02/14/2020 - 10:14

Автор: Купин Анатолий Викторович, педагог-библиотекарь МБОУ Михайлово-Александровская СОШ, магистр филологического образования.

 

Цели:

1. Познакомить обучающихся с разносторонним творчеством  М. Лермонтова.

2. Расширить представление обучающихся об искусстве, о взаимосвязях разных видов искусства.

3. Содействовать формированию личности обучающихся посредством приобщения к культурным ценностям.

 

Задачи:

1. Раскрыть многогранность таланта  М. Лермонтова;

2. Познакомить с культурным наследием  М. Лермонтова.

 

Форма проведения: литературный час.

Аудитория: обучающиеся 8 - 9 класса.

 

Оборудование: книга произведений М. Лермонтова, ноутбук, проектор, презентация, посвященная живописи М. Лермонтова, цветные распечатки картин  Лермонтова,  аудиозапись романса "Выхожу один я на дорогу...", аудиозапись исполнения  стихотворения "Выхожу один я на дорогу..." И. Андрониковыми.

На время проведения литературного часа, в школьной библиотеке экспонируется книжная  выставка, посвященная  205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, с одноименным названием «Поэт в России – больше, чем поэт».

 

Ход мероприятия.

I. Педагог-библиотекарь рассказывает кратко биографию  М. Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов (15 октября 1814,  Москва - 27 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.

М. Лермонтов был офицером и профессиональным военным, но еще он до военной службы обучался в Московском университете,  и там систематически усваивал все лучшее, что было накоплено русской и европейской культурой – поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, философию. М. Лермонтов знал четыре иностранных европейских языка.

Как автор нашумевшего стихотворения, написанного на смерть А. С. Пушкина «Смерть поэта», был сослан на Кавказ. М. Лермонтов полюбил эту горную местность, тема Кавказа обогатила его творчество и стала у него одной из ведущих.

Позднее  М. Лермонтов был помилован благодаря ходатайству, прибыл в столицу, общался с пушкинским кругом писателей (В. А. Жуковский и т. д.). В 1939 г. при дворе императора состоялось чтение его поэмы «Демон». Его стихи стали печатать. Литературный критик В. Г. Белинский дал о его творчестве положительные отзывы.

Однако за участие в дуэли Лермонтов в 1840 году был вновь сослан на Кавказ, теперь уже в действующую армию. За проявленную в боях храбрость М. Лермонтов дважды был представлен к награде, но его имя император всякий раз вычеркивал из списка награждаемых.

М. Лермонтов был убит на дуэли в июле 1841 года в Пятигорске.

 

2. Многогранное творчество М. Лермонтова.

2. 1. Поэзия М. Лермонтова.

 

М. Лермонтов - одни из самых великих русских поэтов. Если бы не гибель в 26 лет, он бы вполне мог сравняться с А. С. Пушкиным. По отмеренному ему таланту, М. Лермонтов трагически мало успел сделать. Как поэт, он оказал влияние на творчество Н. Некрасова, А. Блока, В. Маяковского.

Педагог-библиотекарь читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта».

В этом стихотворении звучит вызов. Тема вызова открыто заявлена в раннем творчестве М. Лермонтова. Вызов сокрыт в символах. Например, Парус из одноименного стихотворения просит Бури… Но в Буре нет покоя для Паруса. Таким образом, можно отметить характерный для лирики М. Лермонтова прием антитезы. Антитеза (противопоставление противоположных мыслей, образов, понятий для усиления впечатления) [2. С. 66]. Он противопоставляет в стихах противоположные понятия (торжество - позор, буря – покой, падение – победа, ангел – демон, блаженство – страдание, земля – небо, память - забвение).

В своих стихах М. Лермонтов одухотворяет природу: утес, парус, тучи, лист дуба, пальмы, сосна, волны – наделены у автора человеческими страстями, им знакомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, печаль.

Прослушивание стихотворения "Выхожу один я на дорогу..." в исполнении И. Андроникова. Ираклий Андроников – русский писатель, народный артист СССР, мастер устного рассказа, литературовед, который исследовал творчество М. Лермонтова.

В этом стихотворении автор обращается к образу природы, которая совсем не мертва – в ней происходит множество событий, которые служат символами событий в жизни человека. По М. Лермонтову, лучшее, о чем может мечтать человек – слиться с природой, «заснуть» под неведомый «сладкий голос». Но какое именно место занимает человек в божественном мироздании, раз между природой и сотворившим ее Богом есть тесная связь? На этот вопрос поэт не находит ответа. Но этот мотив мечты о покое становится знаковым для позднего творчества М. Лермонтова (см. названия стихов: «Молитва», «Дума», «Когда волнуется желтеющая нива»),

Как автор прозы (вершина лермонтовской прозы – психологический роман «Герой нашего времени» ставит Лермонтова в один ряд с А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем), он повлиял на творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

2. 2. М. Лермонтов и живопись.

Талант художника М. Лермонтова очень многогранен. М. Лермонтов свою жизнь посвятил не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, однако то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков - дает нам возможность оценить его художественное наследие.

О том, что М. Лермонтов писал картины, известно далеко не всем. Как утверждает энциклопедия, посвященная творчеству поэта, любовь к рисованию проявилась у него еще с раннего возраста. Однако наиболее полно этот дар проявился у него во время первой ссылки на Кавказ. Ориентируясь на технику живописи Рембрандта, М. Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и пейзажи. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта.

Просмотр на экране картин М. Лермонтова (презентация "Живописное наследие М. Лермонтова) (Приложение №1).

М. Лермонтов увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Также ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. М. Лермонтов проявил себя мастером анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. На многих его картинах изображены батальные сцены (в основном, это картины, изображающие Кавказ).

Отдельные рисунки М. Лермонтова запечатлели деревенскую Россию. Характерная работа для творчества поэта-художника работа - акварель «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой». Она примечательна своей поэтичностью. «С отрадой, многим незнакомой», М. Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, речку, тройку, скачущую по проселочной дороге, «чету белеющих берез» на холме, дали, покрытые дымкой.

Исследователи творчества М. Лермонтова считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.           

"Пятигорск". Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837-1838 гг.

«Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

Особое место в художественном наследии М. Лермонтова занимают его живописные полотна. Известна целая серия его пейзажей, исполненных маслом, вдохновленных путешествиями 1837 года – знакомством с Военно-Грузинской дорогой, Тифлисом, Кахетией. Однако почти несомненно, что Лермонтов писал все эти холсты не с натуры, а позже, уже в Петербурге, пользуясь своими карандашными зарисовками.

В Тифлисе поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве.

"Вид Тифлиса". Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г.

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Лермонтов свою жизнь посвятил не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

"Воспоминание о Кавказе". Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1838 г.

Цитата: "Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ".

На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены известные места Кавказа, явно выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.

2. 3. М. Лермонтов и музыка.

Поэтические произведения М. Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали основой для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.

Поэтический дар не был у М. Лермонтова единственным. Природа одарила его еще талантом музыканта. Он играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку. Известно, что существовала музыка, написанная им на текст собственной «Казачьей колыбельной песни». К сожалению, эта нотная запись до нашего времени не сохранилась.

Стихи М. Лермонтова отличаются высокой мелодичностью. М. Лермонтов - один из самых «музыкальных» русских писателей. Русская музыка - от М. И. Глинки до наших дней - всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее влиянием. Одни поэты занимали в ней больше места, другие меньше. Список романсов, созданных на стихи М. Ю. Лермонтова, включает более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы.

Прослушивание романса "Выхожу один я на дорогу..." в исполнении Д. Хворостовского.

3. Рефлексия. Педагог-библиотекарь задает вопросы обучающимся.

- Как вы поняли название литературного часа «Поэт в России больше чем поэт»? Что вы узнали нового о творчестве М. Лермонтова?

4.  Подведение итогов.

Наша встреча подошла к концу. Сегодня мы прослушали два стихотворения М. Лермонтова, познакомились с его картинами и прослушали романс на стихи поэта.

 

Список использованных источников

  1. Большая российская энциклопедия. Т. 17 / Под ред. С. Л. Кравец. – М.: Большая российская энциклопедия, 2011. – 483 с.: ил.: карт. С. 303 – 305.
  2. Новейший словарь иностранный слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2005. – 978 с.

 

Приложения

1. Презентация "Живописное наследие М. Лермонтова": https://cloud.mail.ru/public/383J/2UFUZ6ZwW