Космическая фантастика: роман Г. Уэллса «Первые люди на Луне»

Опубликовано 28 02 2024

Автор: Купин А. В.

Аудитория: 8 класс.

Цели:
Познавательные: знакомство особенностями жанра научной фантастики;
Личностные: развитие интеллектуального потенциала личности обучающегося;
содействие развитию навыка слушать и анализировать текст художественного произведения.
Метапредметные: содействие формированию компетентности обучающихся в области науки;
Коммуникативные: учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками.
Задачи:
- установление связи с жизненным опытом ребенка;
- содействие развитию навыков самостоятельной работы;
- закрепление представления о разнообразии художественной литературы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Методы: наглядно-иллюстративный.
Оборудование: ноутбук (ПК), проектор, экран.
Используемые материалы: презентация, книга произведением.

1. Организационный момент.

2. Рассказ педагога-библиотекаря.

2. 1. Научная фантастика.

Фантастика - форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними ("сверхъестественная", "чудесная") картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии (Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.: ил. С. 1651-1652).

Научная фантастика нередко предвосхищает реальные научные открытия и технические достижения (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2003. - 976 с. С. 833).

Научная фантастика - вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы [...], посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мыслительный эксперимент. Расцвет научной фантастики в XX веке связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Видные представители научной фантастики: Жюль Верн, Герберт Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие (Большой Российский энциклопедический словарь . - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -1888 с.: ил. С. 1024-1025).

По одной из версий, термин «научная фантастика» впервые был употреблен Александром Куприным по отношению к Герберту Уэллсу в статье «Редьярд Киплинг» (1908). Помимо этого, Хьюго Гернсбек, писатель и изобретатель, дал определение термину «science fiction» как «литература в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса — романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и пророческим видением».

Появление жанра «фантастика» было вызвано промышленной революцией XIX века. Изначально фантастические произведения описывали достижения науки, техники, перспективы их развития и последствия их применения. Классическим примером такого типа фантастики могут служить произведения Герберта Уэллса, который впоследствии стал образцом для подражания других писателей-фантастов.

3. Справка о жизни и творчестве Г. Уэллса.

Герберт Джордж Уэллс (1966 - 1946) - английский писатель и публицист. На протяжении 50 лет своей творческой деятельности Г. Уэллс написал более 40 романов и несколько сборников рассказов, более десятка сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, три книги для детей и автобиографию. Его произведения переведены на многие языки мира.

Г. Уэллс получил образование в Королевском колледже наук, который окончил в 1888 году. К 1891 г. он получил два ученых звания по биологии, в 1942 г. степень доктор биологических наук.

Г. Уэллс - признанный автор многих тем, популярных в фантастике последующих лет. В 1895 г., за 10 лет до А. Эйнштейна, он объявил, что реальность есть четырёхмерное пространство - время, предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и лазера, ядерного оружия. В романе «Освобожденный мир» Г. Уэллс предсказал Вторую мировую войну (развязанную в книге в 1940 г.). В этом же романе упоминается «атомная бомба» (именно так Г. Уэллс ее назвал), сбрасываемая с самолета, действие которой основано на расщеплении атома.

В 1923 году Г. Уэллс первый ввёл в фантастическую литературу тему параллельных миров («Люди как боги»). Авторству писателя принадлежат также идеи антигравитации («Первые люди на Луне»), невидимости «Человек-невидимка», ускорителя темпа жизни («Новейший ускоритель»).

Однако все эти оригинальные идеи были у Г. Уэллса не самоцелью, а скорее техническим приемом, имевшим целью ярче высветить главную, социально-критическую сторону его произведений.

Это было время бурного развития науки, переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры как на других планетах, так и в недрах материи ("параллельные миры"). Открытие Дж. Максвеллом единства всех видов лучистой энергии — света, еще неизвестных, но уже предсказанных электромагнитных колебаний, гамма-лучей; «каналы» на Марсе; проблема четвертого измерения; радиоактивность — всё это в те годы волновало не только узкий круг ученых или студенческой молодежи, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах. Одновременно это был мир тех идей, которыми жил Герберт Уэллс. Именно на этой почве оформился стиль фантастики Г. Уэллса.

4. Сюжет романа «Первые люди на Луне».

Фантастика создает пространственно-временное сочетание предметов, сохраняя внешние признаки их правдоподобия. Трансформация традиционных способов подачи "пространства - времени" позволяет автору нарушить границы привычного мира в пространстве художественного произведения.

Луна фигурирует в литературе как место действия с античности. На протяжении большей части истории развития литературы значительная часть произведений, описывающих путешествия на Луну, носила сатирический характер. Однако с конца XIX века научная фантастика начала последовательно фокусироваться на темах жизни на спутнике Земли, высадках на него и его колонизации человеком.

Самые ранние дошедшие до нас описания Луны как места действия — сочинения древнегреческих писателей Антония Диогена («Невероятные приключения по ту сторону Туле») и Лукиана («Правдивая история»). Затем на долгое время тема Луны в фантастической литературе была забыта, однако в 1634 году был посмертно опубликован роман Иоганна Кеплера «Сон», после чего тема путешествий на Луну вновь стала актуальной в художественной литературе. Ко второй половине XIX века стало понятно, что Луна необитаема, и это обстоятельство стало препятствием для серьёзных описаний лунных форм жизни и общества. Вследствие этого, в частности, авторы-фантасты перешли на описание обитателей Марса. Ряд авторов, тем не менее, сумели найти выход из положения: отныне в литературных произведениях лунная жизнь скрывалась под её поверхностью.

Г. Уэллс положил в основу своего мыслительного эксперимента предположения Кеплера о пустотах внутри Луны. В романе жители Луны обитают во внутренних пещерах. Днем они выходят на поверхность Луны, ночь со студеной зимой пережидают внутри планеты. Местные сутки на Луне длятся лунный месяц.

«Первые люди на Луне» (англ. The First Men in the Moon) — научно-фантастический роман известного английского писателя Герберта Уэллса, опубликованный в 1901 году. В романе описаны приключения героев Бедфорда и Кейвора на Луне и возвращение одного из них на Землю.

Бедфорд - неудачливый коммерсант, разорившийся на биржевых спекуляциях. Чтобы поправить своё финансовое положение, он идёт на необычный шаг - снимает дом в сельской местности и намеревается написать пьесу. Вскоре он знакомится с чудаковатым учёным Кейвором, который занят разработкой нового материала, способного экранировать гравитацию. Материал получает название «кейворит». При испытании герои обнаруживают, что воздух над экраном из кейворита начинает фонтаном уходить из земной атмосферы в космос. Кейворит используется героями для создания небольшого сферического космического корабля, на котором Бедфорд и Кейвор путешествуют с Земли на Луну.

На Луне герои вначале обнаруживают вокруг себя пустынный ландшафт. Как только восходит Солнце, атмосфера Луны начинает плавиться и испаряться. На поверхности Луны начинается быстрый рост растений, которые создают непроходимые джунгли. Бедфорд и Кейвор оставляют свой космический аппарат и сразу теряются в буйных зарослях. Землян захватывают насекомоподобные обитатели Луны, далее называемые «селенитами» (от латинского имени богини Луны – «Селена»). Последние образовали общество со сложным устройством и разделением труда. Селениты живут в «подлунных» пещерах. Бедфорду и Кейвору благодаря превосходству в силе. Герои поднимаются на поверхность Луны и разрабатывают план, как отыскать свой космический аппарат. Бедфорд находит корабль и возвращается на Землю, в то время как Кейвор снова взят селенитами в плен.

Бедфорд прихватил с собой с Луны некоторое количество золота. Бедфорд - самодовольный, ограниченный, свято уверенный в том, что венец творения именно он, а не насекомоподобные селениты. К изобретению Кейвора интерес у него сугубо практический – как благодаря ему извлечь прибыль.

Кейвор воспользовался периодом относительной свободы в лунном обществе. Ему удалось получить доступ к радиопередатчику, чтобы передать землянам (с использованием азбуки Морзе) историю своей жизни внутри Луны. Несколько астрономов замечают его передачи и приглашают Бедфорда для изучения принятых сообщений. Бедфорд на Земле публикует подробности истории этого путешествия, завершая их пересказом сообщений, полученных от Кейвора с Луны.

Свойства поверхности Луны в романе описаны нереалистично. Идея, что поверхность Луны днём очень горяча, а ночью очень холодна, в принципе соответствует действительности. Однако температура поверхности Луны не доходит ни до точки замерзания кислорода или азота, ни до абсолютного нуля.

5. Образ обитателей Луны – селенитов.

Во второй части романа Г. Уэллс фантазирует о социальном порядке селенитов, о том, насколько гуманным он выглядит на фоне абсурдного и дикого человеческого общества. На самом деле, рассказывая о цивилизации селенитов, Уэллс сатирически обличает пороки современной ему человеческой цивилизации.

Лунный разум задает Кейвору риторический вопрос: зачем же люди так стремятся в космос, хотя не познали ещё до конца даже свою планету? Как же отреагировали на это селениты, их холодный разум? Передачи Кейвора обрываются на полуслове, когда он собирается передать землянам свой секрет изготовления кейворита.

6. Влияние романа на мировую культуру.

Через год после выхода романа Уэллса вышел французский фильм «Путешествие на Луну» (1902) режиссёра Жоржа Мельеса - немая короткометражная комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Фильм является первым научно-фантастическим фильмом в истории кино. Его нестандартные декорации, инновационные спецэффекты и акцент на повествовании оказали заметное влияние на других кинематографистов и, в конечном счете, на развитие повествовательного кино в общем. Специалисты отметили широкое использование в фильме антиимпериалистической сатиры. Среди сотен фильмов, снятых Мельесом, «Путешествие на Луну» остаётся самым известным, и тот момент, когда снаряд приземляется в лунном глазу, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа.

7. Подведение итогов.

Что нового вы узнали о жанре научной фантастики?