Этот контент не может быть отображен без JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу

Литературный час "Писатель земли Донской": к 110-летию со дня рождения В. А. Закруткина

Опубликовано Купин Анатолий… - ср, 11/27/2019 - 17:32

Автор: Купин Анатолий Викторович, педагог-библиотекарь МБОУ Михайлово-Александровская СОШ, магистр филологического образования.

 

"… На всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне" (Виталий Александрович Закруткин).


Цели литературного часа: 

1. Знакомство обучающихся с творчеством и личностью писателя В. А. Закруткина.
2. Приобщение  к истокам  творчества писателя В. А. Закруткина.
3. Привлечение детей к чтению книг донских авторов.

Задачи: 

1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя В. А. Закруткина;
2. Познакомить с  рассказом «Подсолнух».

Форма проведения: литературный час.

Аудитория: учащиеся 7 класса.

Оборудование: книги В. А. Закруткина, представленные на книжной выставке-экспозиции, ноутбук,  видеоролик (фрагмент из фильма «Бессмертник»  - В. А. Закруткина произносит слова о Донском крае).

 

Ход мероприятия.

I. Педагог-библиотекарь рассказывает о жизни и творчестве писателя В. А. Закруткина.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного донского писателя В. Закруткина.

Любовь В. А. Закруткина, его любовь к Донскому краю, к жителям Донского края, к природе Донского края гармонично сливаются с тематикой его творчества. Многие десятилетия В. Закруткин прожил в станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области. Редкое сочетание труда и таланта, эрудиция помогли В. А. Закруткину стать известным писателем, автором ряда выдающихся произведений.

В. А. Закруткин - сын учителей, родился в Крыму, вырос в деревне, с детства был знаком с крестьянским трудом. А в 20-е годы 20 века семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке. Там в 1932 году Закруткин закончил  Благовещенский педагогический институт. Затем он учился в педагогическом институте в Ленинграде. В 1936 году он защитил диссертацию, посвященную творчеству А. С. Пушкина, в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института. В 1937 году был выпущен сборник его научных статей «Пушкин и Лермонтов».

Летом 1941 года В. Закруткин добровольцем ушел на фронт военным корреспондентом. Чтобы попасть на фронт, Закруткин отказался от предоставленной ему как научному работнику брони. Свои статьи он печатал в военных газетах. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина. Проявил в сражении личную храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени (получил награду из рук маршала Г. К. Жукова). 

Первое послевоенное произведение писателя — документальная книга о войне «Кавказские записки», созданная на основе записей в фронтовых блокнотах. «Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и в других странах.

В 1947 году Закруткин переехал из Ростова-на-Дону в станицу Кочетовскую, где ранее купил дом с усадьбой. Там он посвятил себя писательской деятельности. 

Там он написал повесть "Плавучая страница", роман «Сотворение мира», повести «Матерь человеческая», «На Золотых Песках», рассказ «Подсолнух».

Наиболее впечатляющим из произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» является повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. Тематически и идейно с этой книгой связан ряд произведений, написанных В. Закруткиным впоследствии.

Героиня повести Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые дни. Постепенно хозяйство Марии увеличивается: к ней сходятся чудом выжившие овцы, лошади. В один из зимних дней на границе земель родного хутора Мария находит в стоге сена семерых воспитанников детского дома, эвакуированных из Ленинграда. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли.

До последних дней своей жизни Закруткин оставался на писательском посту. В. А. Закруткин умер 10 октября 1984 года. В бывшей усадьбе В. А. Закруткина сегодня открыт мемориальный дом-музей писателя.


2. Просмотр фрагмента фильма «Бессмертник» (прослушивание проникновенных слова о В. А. Закруткина о Донском крае).

3. Коллективное обсуждение рассказа В. А. Закруткина "Подсолнух".

В. А. Закруткин принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе: «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле», который, однако, перекликается с тематикой книг "человек на войне" является рассказ "Подсолнух" (1953).

Рассказ "Подсолнух" - не только о людях, войне и мирной жизни. Это еще и рассказ о донской природе, о донской земле.

Трепетная любовь писателя к родной природе звучит с первых строк произведения. Действие рассказа происходит на юго-востоке Ростовской области.


3. 1. Учащийся читает вслух отрывок «По весеннему небу медленно плывут белые облака…».

«Вытянутые с запада на восток, по весеннему небу медленно плыли мелкие, кипельно-белые облака, и снизу, с залитой апрельскими лужами земли, казалось, что кто-то неторопливо гонит по лазурной степи несметную отару тонкорунных, чисто вымытых овец.

В бескрайней, как небо, холодной степи, словно тень недоступной облачной отары, оставляя заметный след на бурой, вязкой земле, брела окружённая лохматыми собаками овечья отара.

В это сияющее свежее утро после долгой голодовки овцы впервые покинули зимние кошары и вышли в степь. Худые, давно не мытые, захлюстанные грязью, глинисто-бурые, как земля, они брели понуро, еле передвигая ослабевшие тонкие ноги. Снег только что стаял, обнажив мокрый старник — жёсткий рыжий типчак, примятые заросли чёрной полыни, редковатый кермек, — но голодные овцы, горбясь, шевеля влажными губами, жадно пережевывали горькие пожухлые листья и медленно двигались вслед за Отцом, который, опираясь на герлыгу, грузно шагал впереди.

Так — Отцом — старого чабана звали тут все. И, может, только один бухгалтер затерянного в степи овцеводческого совхоза знал фамилию, имя и отчество Отца, потому что ежемесячно выписывал ему зарплату, которую по доверенности получал и увозил в степь шофёр-водовоз.

Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи. Безмятежной, дикой пустыней раскинулась степь в междуречье — от казачьего Задонья до желтых каспийских берегов, от Терека до исполинского полукружия Волги, и не было тут ни зелёных рощ, ни весёлых перелесков, ни кустарника — только полынь, типчак да ковыли шелестели под ветром, мертвенно серебрились солонцовые западины, изредка проносились стада быстроногих степных антилоп — сайгаков, парили в поднебесье орлы, и ничто не нарушало извечного великого молчания.
...

Высокий, плечистый, с могучей грудью, Отец шагал впереди отары, не оглядываясь. С его загрубелого от ветров и морозов лица не сходило выражение сумрачного покоя, жёсткие губы под седыми усами были плотно сжаты.

...

Отец шагал и шагал по сырой, ещё не прогретой ослепительным солнцем земле, и его острый взгляд замечал все, что творилось вокруг. Вот из-за ближнего куста чёрной полыни выпорхнул жаворонок — первый вестник весны; покачиваясь на лету, он взмыл вверх, прозвенел робкой, удивлённой, радостно захлебнувшейся трелью и замолк, словно растаял в прозрачной бледно-голубой бездне. Вот справа, сквозь рыжеватую толщу прибитых к земле ковылей, между корневищами старинка, изумрудно зазеленела полоса ранней муравы.

А это что?

Снежно-белые лебеди летели невысоко, вытянув гибкие шеи, равномерно махая крыльями. Время от времени они слегка ломали строй, тревожно перекликались, и тогда до земли доносился протяжный затихающий звон, будто далеко-далеко звучал колокол.

«На север летят, на лиманы», — подумал Отец. На мгновение его кольнула грустная зависть к белым птицам-странникам, которые могли видеть широкие реки, моря, океаны, то есть все то, чего он, старый чабан, не видел даже во сне.

Когда стая белых птиц скрылась за горизонтом, Отец заметил одинокого отставшего лебедя. Должно быть, лебедь был ранен или подбился на долгом и трудном пути. Летел он совсем низко, припадая на левое крыло и заваливаясь набок.

— Чего ж это ты, сынок? — с жалостливой укоризной сказал Отец лебедю.

Не успел он произнести слово «сынок», как вдруг почувствовал, что глубоко схороненное воспоминание о погибшем сыне вновь, как всегда, обожгло его, сдавило сердце.

Сын у Отца был единственным. Рос он без матери... Когда пришла пора, Отец по совету грамотных людей отправил сына учиться. Три раза сын приезжал из города в родные степи, потом стал приезжать все реже и реже. Отец тосковал, мучился, но втайне гордился им. 

Потом пришла война. Сын ушёл на фронт. Писал он редко, фотографий не прислал ни одной, и Отцу казалось, что где-то там, на фронте, в огне и грохоте, словно обожжённый свирепым морозом лазоревый цветок тюльпан, каждый день, каждую ночь гибнет, умирает его малый, круглолицый, с вихрами-лепестками, сын.

Короткое извещение о смерти сына пришло в самом конце войны....

Прошли годы. Никогда не знавший грамоты, Отец наизусть выучил извещение о смерти сына и, когда оставался один, вслух произносил бьющие, как молот, слова: «Героически погиб… похоронен в братской могиле…»

 

3. 2. Библиотекарь задает вопросы учащимся.

- Кто такой Отец? Что мы узнали об этом человеке в начале рассказа?

- Какую портретную характеристику дает ему автор?

Острый взгляд Отца замечал все, что творилось вокруг: и птиц, порхающих по степи, и зеленеющую траву, и облака, плывущие по небу, он привык не только смотреть на все, но и разговаривать с птицами, с травами. И вот Отец увидел в небе лебединую стаю.

 

3.  3 Педагог-библиотекарь пересказывает учащимся сюжет рассказа "Подсолнух". 

Во время отдыха Отец находит в кармане стеганки сына семечко подсолнуха и решает посадить это семя в неласковую степную землю. Здесь семечко подсолнуха - это связующее звено между жизнью и смертью, память о сыне, а также желание оживить мертвую степь, заставить ее служить людям. Итак, семечко становится предметом забот чабанов. Испепеляющая засуха была в этот год степи, и в эту засуху пробивается маленький росток, он растет и расцветает. Несмотря ни на что растение выросло, уцелело, превратилось в могучий подсолнух с крепким одеревеневшим стеблем. Но шел по степи тихим безветренным утром паренек, подошел поближе, срезал корзинку и, полузгивая семечки, пошел дальше. Один из пастухов бросился к прохожему, чтобы ударить его, но Отец остановил пастуха. Ведь для того подсолнух и вырос, чтобы отдать его людям. 

 

3. 4. Вопросы учащимся: 

- Какие качества характера отца раскрываются в его поступках?

Отец - мудрый человек, он понимает, что не смотря ни на что жизнь продолжается. Прольются осенние дожди, начнется зима, но все равно придет в степь вечно живая, вечно прекрасная весна, придет новая жизнь, придет в степь вода. 

- Как вы читаете, какова главная мысль рассказа "Подсолнух"?

Если в начале рассказа мы видим заботу о ростке только как дань памяти погибшего сына, то в самых последних строках автор раскрывает перед нами желание человека жить не для себя, а для людей. Сделанное Отцом доказывает, что и безводную степь можно приспособить для человека.

 

4. Подведение итогов.

- Что вы узнали нового о  донском писателе В.А. Закруткине?