Опубликовано 01 04 2025
Автор: Купин А. В.
Название обзора: Повесть Э. Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».
Форма проведения: устный книжный обзор (с показом авторской презентации).
Вид книжного обзора: персональный.
Характер книжного обзора: рекомендательный.
Количество представленной литературы: 1 издание.
Аудитория: 9 – 11 кл.
Оборудование: ПК (ноутбук), издание Хэмингуэй Э. Старик и море. Зеленые холмы Африки. – М.: АСТ, 2024. – 416 с. – (Книга на все времена).
Цель: ознакомить с произведением зарубежной литературы в жанре документальной прозы.
Ход мероприятия:
1. Рассказ библиотекаря. Показ презентации.
"Зеленые холмы Африки" — автобиографическая повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899 – 1961) о его собственных охотничьих приключениях в Африке, написанная в 1935 году. В этой книге рассказывается обо всем, что произошло с Э. Хемингуэем во время двух его сафари (сафари — охотничья экспедиция по Восточной Африке).
В предисловии к "Зеленым холмам Африки" автор оговаривает, что это документальное произведение, которое следует сравнивать с аналогичными произведениями художественной литературы.
Произведение документальной литературы основано на фактах и свидетельствах очевидцев. В то же время автор произведения документальной литературы сводит к минимуму вымысел. Авторская точка зрения, согласно канонам жанра документальной литературы, выражается в отборе материала и в оценке событий. Наличие определенного отрезка времени, отделяющего автора от описываемых событий, отличают документальную литературу от репортажей.
Документальная литература существовала в форме исторических описаний, мемуаров, биографий, писем, эссе. В разные эпохи, в разных культурах она существовала на разных правах. В XIX веке, например, границы между художественной литературой и документальной оказались размытыми.
В повести "Зеленые холмам Африки" Э. Хемингуэй предпринял попытку создать полностью правдивую книгу, чтобы установить, могут ли писания природы, условий местности и картина событий за один месяц, если они переданы правдиво, составить конкуренцию с произведением воображения. Для этого автор постарался передать события как можно точнее, с минимумом художественного вымысла, однако события представлены не последовательно. У всех персонажей рассказа есть свои реальные прототипы, Э. Хемингуэй лишь изменил их имена. Сама книга повествует о волнении, успехах и неудачах на охоте, о жизни туземцев, о взаимоотношениях человека и природы. Восточноафриканский ландшафт, который описывает Э. Хемингуэй, находится в Танзании. На этом фоне герои книги размышляют о современной литературе и писателях, о жизни и смерти. В этом произведении Э. Хемингуэй подчеркнуто уходит от действительности с её цивилизацией, комфортом, пошлостью, вежливой бесчеловечностью.
Книга начинается с эпизода, в котором Э. Хемингуэй и австрийский эмигрант ведут дискуссию о творчестве американских писателей. Затем автор рассказывает об отношениях между белыми охотниками и местными следопытами, а также о своей ревности к другим охотникам.
Вторая часть содержит воспоминания автора об охоте в северной Танзании и описание природы Великой Рифтовой долины.
В третьей части действие возвращается в настоящее: автору не везёт на охоте, он не может выследить антилопу куду, на которую охотится. Он отправляется в нетронутый уголок местности вместе с туземными следопытами.
В четвертой части Э. Хемингуэй и его следопыты прибывают в неизведанную местность. Там он, наконец, убивает из ружья экземпляр куду с большими рогами.
Это произведение отличает сухой репортерский стиль изложения, столь характерный для Э. Хемингуэя. Повесть была опубликована 25 октября 1935 года и поначалу получила прохладный прием у читателей и критиков. Однако два дня спустя критики объявили "Зеленые холмы Африки" "самой лучшей историей об охоте на крупную дичь". Несмотря на положительную рецензию, Э. Хемингуэй заявил, что критики "убили" книгу.
Стоит упомянуть о литературных отступлениях в повести: рассуждениях о писателях и литературном творчестве. "«Зеленые холмы Африки» рассказывают о том, как «сгонял с души жир» сам Хемингуэй: не только рискуя жизнью на охоте, всматриваясь, как живут звери, но и размышляя о путях развития современной литературы, об ответственности писателя перед своим временем. Недаром в этой книге Хемингуэй, обычно очень скупой на литературные реминисценции, так много и интересно говорит о своих литературных вкусах, о своем взгляде на развитие литературы, о своей любви у русским писателям-классикам XIX века. Заброшенный в этот заповедник, населенный львами, жирафами, буйволами, Хемингуэй зачитывался «Севастопольскими рассказами» Л. Толстого, и это было не обращение к эпопее прошлых дней, гениально изображенной великим русским писателем, а поиски ответа на вопрос, как писать о предстоящих великих битвах XX века, в которых, как он чувствовал, ему предстоит участвовать?" [3, С. 14-15].
2. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали о жанре документальной литературы в художественной литературе?
3. Рекомендация литературы для дальнейшего чтения:
Рассказ Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро».
Список источников:
1.Большая российская энциклопедия. Т. 34 / Отв. ред. С. Л. Кравец. - М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2017. - 799 с. - С. 22 - 23.
2.Гинзбург Л. Я. О документальной литературе и принципах построения характера // Теория литературы. - 1970. - №7.
3.Самарин Р. Эрнест Хемингуэй и его «Старик и море»// Хемингуэй Э. Старик и море. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 103 с.: ил. – (Школьная библиотека). – С. 7 - 27.