Вы здесь

Методические рекомендации к проведению громких чтений рассказов С. П. Алексеева из серии "Великие битвы Великой Отечественной"

Опубликовано: 08 09 2019
Автор: Купин А. В.

Название разработки: Методические рекомендации к проведению громких чтений рассказов С. П. Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной».

Цель: оказание помощи в подготовке к мероприятиям по продвижению книг патриотической направленности среди детей младшего школьного возраста.

В основу данных рекомендаций положен практический опыт громких чтений рассказов С. П. Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной», которые проводились с 2015 по 2018 г.

Данные рекомендации адресованы библиотекарям, педагогам-библиотекарям, руководителям детского чтения, педагогам дополнительного образования, классным руководителям начальных классов.

Образовательный уровень: начальная школа.

Условия осуществления мероприятия: соблюдение требований к проведению громких чтений.

Данная методическая разработка уточняет и конкретизирует практические рекомендации по проведению громких чтений в среде обучающихся начальной школы.

Введение

В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы". (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, однако приоритет отдается патриотическому воспитанию детей и молодежи. Одним из направлений реализации данной программы является пункт: "Информационное обеспечение патриотического воспитания граждан (содействие развитию и расширению патриотической тематики телепрограмм, периодической печати, литературы, создание условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений журналистов, писателей, деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, достижениями россиян в области науки, технологий и культуры и т. д.)". Данный пункт программы имеет прямое отношение к педагогической работе, которую осуществляют школьные библиотеки в деле патриотического воспитания школьников.

Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями и обсуждением прочитанного. Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми. Громкие чтения охватывают небольшое число слушателей. Во время громких чтений происходит обмен мнениями о книге, это помогает подготовить одних читателей к активному участию в обсуждении, других - к живому восприятию его.

«Для достижения наилучших результатов при данном виде массовой работы [громкие чтения] необходимо, чтобы книги, выбранные для совместного чтения, вызывали интерес и понимание у детей и могли пробудить в них желание продолжить чтение» [6.].

Как в 2014 – 2015 учебном году, так и в последующие годы я проводил громкие чтения рассказов С. П. Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной».

Я рекомендую библиотекарям, учителям начальных классов, воспитателям, родителям использовать в работе с детьми начальных классов рассказы о Великой Отечественной войне Сергея Петровича Алексеева (1922 – 2008) - советского и российского писателя, для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества.

1. Рассказы С. П. Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной»

Книги авторов - современников событий Великой Отечественной войны сегодня выступают носителями исторической памяти. Художественные образы героев этих книг служат информационными посредниками между поколением победителей и поколениями, которые живут в мире XXI века. Патриотические традиции - то, что заключено в этих текстах. Патриотические традиции положены в основу патриотического воспитания подрастающего поколения.

"Можно ведь бесконечно повторять слова о добре, красоте, гуманности, но только от перечисления этих понятий человек не станет человечным. Нужно задеть все струны сердца" (С. В. Михалков) [1. С. 126.].

Многие из известных художественных произведений о Великой Отечественной войне написаны теми, кто сам пережил военное детство, и теми, кто принимал участие в боевых действиях.

В годы Великой Отечественной войны С. П. Алексеев был курсантом Оренбургского летного училища, а по его окончании в 1944 году - работал летчиком-инструктором. Одновременно он закончил исторический факультет Оренбургского педагогического института.

Небольшие рассказы С. П. Алексеева о войне в совокупности создают впечатление целостной картины. Эти рассказы изображают эпизоды Великой Отечественной войны и людей, в нем участвующих. Каждая книга сборника посвящена ключевому событию Великой Отечественной войны. Это нашло отражение в названии серии рассказов С. П. Алексеева "Великие битвы Великой Отечественной" (2005 г.).

Детям младшего школьного возраста трудно понять содержание крупных жанровых форм, но короткие рассказы, написанные специально для детей, им доступны.

Алексеев С. П. создал целую историческую библиотеку для младших школьников. Сергей Михалков: "Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том, чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас, сегодня, и потому произведения эти поистине современны" [4.].

В начале 50-х годов Министерством просвещения СССР был объявлен конкурс на новый учебник советской истории для начальной школы. Алексеев написал свой учебник «История СССР. Учебная книга для 4-го класса». Он справился с поставленной задачей: рассказать просто о сложном. Именно рассказы в этом учебнике стали первым наброском для будущих рассказов и повестей С. П. Алексеева.

Приблизить военное прошлое к детям младшего школьного возраста писателю С. П. Алексееву помогает его повествовательная манера. «Повести и рассказы С. Алексеева близки к фольклору, народному сказу и отличаются музыкальностью, напевностью, написаны чаще всего ритмической прозой» [3. С. 144.].

2. Громкие чтения рассказов С. П. Алексеева из серии "Великие битвы Великой Отечественной" (2005 г.).

Сейчас, когда уходят из жизни участники Великой Отечественной войны и ее очевидцы, единственными свидетелями и источниками знания об этой войне являются книги. В их числе рассказы С. П. Алексеева из серии "Великие битвы Великой Отечественной".

Это - книги на все времена, о прошлом в настоящем и будущем.

Перед тем, как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы, акцентируя внимание на моральном аспекте войны. Следует рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети, как попадали в плен ни в чем не повинные люди.

Только когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое война, можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

При отборе произведений о Великой Отечественной войне для громких чтений, я отдал предпочтение рассказам С. П. Алексеева, потому что:

- его произведения не только о российской военной истории, но еще и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о ценности человеческой жизни;

- произведения С. П. Алексеева представляют собой по форме короткий рассказ, который можно прочитать и обсудить за ограниченное время (для 1-2 классов не более 20-25 минут, для 3-4 классов не более 35-40 минут);

- его рассказы из серии «Великие битвы Великой Отечественной» (издание 2005 г.) соответствуют возрасту слушателей;

- содержание этих рассказов способно вызвать эмоциональное переживание у детей, стремление поразмышлять.

- каждый из рассказов имеет самостоятельное значение, и можно выбирать по оглавлению - что прочесть в первую очередь, а что после.

В 2014 - 2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебных годах я провел громкие чтения произведений Сергея Петровича Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной».

Аудитория: обучающиеся 1-4 классов (каждый класс отдельно). Рассказы читают обучающиеся 6 - 8 классов.

Основная педагогическая идея: старшие (обучающиеся основной школы) читают вслух художественные тексты младшим (обучающимся начальной школы). Читать тексты может и библиотекарь, но лучше всего, если текст детям прочтут дети - старшего возраста или ровесники.

Данное мероприятие проводится поэтапно, отдельно в каждом из четырех классов начальной школы. Необходимо заранее планировать место и время проведения занятия по громким чтениям в конкретном классе. Необходимо строить работу так, чтобы на случай непредвиденных ситуаций было не один, а два чтеца.

Обязательно составляется план проведения громких чтений.

Необходимо составить список вопросов для беседы и продумать ход обсуждения определенного рассказа. Библиотекарь задает вопросы и направляет ход беседы.

В случае, если подготовленный чтец из числа обучающихся среднего звена так и не смог в назначенное время принять участие в громких чтениях, текст читал библиотекарь.

Заключение

Гражданско-патриотические традиции представляют собой особый педагогический ресурс. Используя данный ресурс в своей работе, педагог-библиотекарь содействует становлению личности обучающихся путем преемственности духовных ценностей и трансляции социального опыта.

Громкие чтения рассказов С. П. Алексеева из серии «Великие битвы Великой Отечественной» могут быть использованы для приобщения детей к чтению книг патриотической тематики.

Как показала практика, основным результатом громких чтений является повышение числа читателей, интересующихся художественной литературой о Великой Отечественной войне.

Благодарю сотрудников Центральной детской библиотеки Чертковского района за консультацию по вопросам подготовки и проведения громких чтений.

Библиография

1. Михалков С. В. Воспитательная сила литературы [Текст]: Публицистические статьи, доклады, речи: Кн. для учителя / С. В. Михалков. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

2. Советская детская литература [Текст]: Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов / Под ред. В. Д. Разовой. - М.: Просвещение, 1978. - 494[2] с.

3. Тимофеева И. Н. 100 книг вашему ребенку: Беседы для родителей [Текст] / И. Н. Тимофеева; Гос. Публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. - М.: Книга, 1987. - 255 с. - (Библиотека для родителей).

4. 95 лет известному детскому писателю Сергею Петровичу Алексееву [Сетевой ресурс] // Во!Круг книг: Блог Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина г. Челябинска. URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2017/04/blog-post.html (дата обращения: 09. 02. 2019).

5. Сергеева Д. М., Щинникова В. И. Чтение вслух в библиотеке: организация, методика подготовки [Сетевой ресурс] // Сайт Омской областной библиотеки для детей и юношества. URL:http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/chtenie_vslukh_v_biblioteke_2015.pdf (дата обращения: 09. 02. 2019).