Громкие чтения стихотворного отрывка "Ледовое побоище" из книги Н. П. Кончаловской "Наша древняя столица"

Опубликовано 03 03 2025
Автор: Купин А. В.

Цели громких чтений:

- привлечение внимания обучающихся к героическому прошлому в истории России;
- приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

Задача:

- содействие формированию умения слушать, получать информацию из книг.

Аудитория: 5 – 6 кл.

Оборудование: издание «Кончаловская Н. П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. - М.: Детская литература, 1972».

Книга "Наша древняя столица" была написана Натальей Петровной Кончаловской (1903 - 1988) к 800-летнему юбилею Москвы и после этого несколько раз переиздавалась. Автор посвятила более пятнадцати лет работе над этой книгой. В этой книге в поэтической форме предстают перед читателем важнейшие исторические события допетровской эпохи и картины жизни и быта предков-москвичей.

Книга «Наша древняя столица» входит в перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению Министерством образования и науки России учащимся средних школ.

Громкое чтение – форма устной продвижения литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного. Громкие чтения с последующим обсуждением книг являются формой массовой работы с читателями библиотеки. Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам взаимодействия в библиотеке между взрослыми и детьми.

Громкие чтения охватывают небольшое число слушателей. Во время громких чтений происходит обмен мнениями о книге, это помогает подготовить одних читателей к активному участию в обсуждении, других - к живому восприятию его.

Громкое чтение развивает устную речь, помогает запомнить, как правильно произносить слова, где ставить смысловые ударения. Можно обсудить прочитанное, ответить на вопросы детей. Громкое чтение развивает критическое мышление ребенка, способность логически мыслить, находить в тексте самое главное и интересное, что особенно полезно при обучении в старших классах.

Ход чтений.

1. Вступительная часть. Слово педагога-библиотекаря.
5 (18) апреля 2017 года исполняется 783 лет со дня победы русских воинов под предводительством князя Александра Невского над ливонскими рыцарями на Чудском озере (5 апреля 1242 г.). "Ледовое побоище" – под таким названием это сражение вошло в историю.
2. Чтение вслух стихотворного отрывка из книги Н. Кончаловской "Наша древняя столица".

Словарь:

Великий Новгород - один из старейших русских городов, "отец городов русских".
Кремль - название городских укреплений в Древней Руси; город-крепость.
Князь - на Руси предводитель войска и правитель какой-либо области.
Ливонцы - рыцари-крестоносцы из Ливонии - древней области на территории современной Латвии и Эстонии.
Князь Александр Невский (1220 - 1263) - полководец Древней Руси. Получил свое прозвище за победу над шведами на Неве в 1240 г. Полководец - военачальник, руководитель войск.
Норов - характер.
Дружина - княжеское войско.
Хан Батый - монгольский полководец.
Суздаль - главный древнерусский город Центральной России.
Ратник - старое название воина.
Панцирь - вид доспехов.

3. Обсуждение прочитанного (рефлексия).

Итогом битвы на Чудском озере стало заключение договора между Ливонией и Новгородом, согласно которому войска Ливонского ордена уходили из захваченных ими русских земель.

В Российской империи с 1725 по 1917 год существовал орден Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского. Указом Президента от 7 сентября 2010 года установлено, что орден Александра Невского вновь входит в систему государственных наград России.

Вопросы:

- Какое историческое событие произошло 5 апреля 1242 г. на Чудском озере?
- Почему эта битва названа «Ледовым побоищем»?
- Кто такой князь Александр Невский? Чем он стал известен?