Вы здесь

Использование медиаресурсов в формировании читательских навыков в дистанционном образовании

Опубликовано: 11 04 2021
Автор: Купин А. В.

О том, что такое дистанционное образование сегодня, сказано в законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 31.07. 2020 г.) (с изменениями и дополнениями, которые вступили в силу с 1. 08 2020 Г.).

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное образование требует электронные средства обучения, а именно медиаресурсы. Формирование читательских навыков в условиях дистанционного образования также осуществляется с использованием медиаресурсов.

Читательские навыки есть способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы расширить свои знания и возможности. Читательские навыки делятся на следующие группы:

- поиск информации (как в явном, так и в скрытом ее виде):

- формулирование прямых выводов на основе фактов, содержащихся в тексте;

- интерпретация и обобщение информации;

- оценка содержания, языка и структуры текста.

Когда говорят о медиа, подразумевают медиа-носители и медиа-коммуникации. Медианосители в своей совокупности образуют фонд медиаресурсов. Главная особенность медиаресурса заключается в том, что для того, чтобы получить доступ к информации, которая в нем содержится, требуются специальные технические средства. Именно из-за характеристик носителей медиаресурсы отличаются от традиционных информационных ресурсов.

Другим немаловажным свойством современных медиаресурсов является возможность их сетевого распространения. Поскольку речь в данной статье идет о дистанционном образовании, то рассмотрим медиаресурсы удаленного доступа, посредством которых педагог-библиотекарь может содействовать формированию читательских навыков.

К работе с удаленными медиаресурсами относится такой вид читательской деятельности, как ведение удаленного дневника читателя. Для создания электронных читательских дневников сегодня широко используются сетевые сервисы Web 2.0. Благодаря этим сервисам возникли новые форматы электронного читательского дневника: дневник на вики-странице, в виде путешествий литературных героев на онлайн-карте, в виде анонсов к прочитанным книгам, в виде ленты времени, аудиодневник, дневник, состоящих из тэгов к книгам, с использованием ментальных карт.

Лента времени (таймлайн) - формат наглядного представления хронологической информации (интерактивная шкала или лента событий). Такие ленты времени могут сопровождаться не только текстовыми комментариями, но и фотографиями, видеороликами, что обеспечивает наглядность и облегчает запоминание материала.

Еще одним из эффективных средств ведения электронного читательского дневника является ментальная карта. Главное преимущество ментальных карт – возможность охватить картину в целом. Ментальная карта подает информацию в графическом виде. Составляя ментальную карту конкретного произведения, читатель развивает навык определять идею произведения литературы.

В ходе заполнения электронного читательского дневника, обучающиеся учатся отбирать необходимый материал из большого объема информации, систематизировать информацию, оформлять работу по требуемым стандартам. Как результат, у обучающихся формируется такой читательский навык, как умение делать выводы на основе прочитанного текста.

Традиционно печатные издания являлись тем информационным ресурсом, который использовался для формирования читательских навыков. Книга в электронном формате представляет собой уже медиаресурс. Для того, чтобы ознакомить читателя с электронной книгой, на помощь библиотекарю приходит такой формат массовой библиотечной работы как виртуальная книжная выставка.

Организовать доступ читателя к виртуальной книжной выставке школьная библиотека может при помощи QR-кодов. QR-код представляет собой изображение с зашифрованным в нем числом, в данном случае идентификационным номером виртуальной книжной выставки - медиаресурса, размещенного в сети "Интернет". Сгенерированный QR-код можно распечатать на бумажном носителе, а именно в виде анонса виртуальной книжной выставки, организованной школьной библиотекой. В том случае, если виртуальная книжная выставка размещена на сайте образовательного учреждения, то с помощью сервиса аналитики ("Yandex Метрика", "Top Mail.ru", "Спутник/Аналитика") можно организовать учет посещений виртуальной книжной выставки.

В настоящее время подростки как представители цифрового поколения чаще всего обращаются для получения информации к медиаресурсам, нежели к информационным ресурсам. Сегодня, в условиях развития системы дистанционного образования в России, книга в электронном формате становится одним из наиболее важных медиаресурсов в работе школьного библиотекаря.

Использованные источники:

1. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков [Текст] // Труды БГТУ. - 2018. Серия 4. - № 2.