Опубликовано 16 01 2023
Автор: Купин А. В.
Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно. В его основу положено чувство – любовь родителей к детям и детей к родителям. Гармония чувств – это необходимое условие семейного воспитания для правильного формирования личности.
Семья имеет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они выступают для него в качестве источника этого опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько полно родители обеспечивают ребенку возможность читать книги, заниматься в библиотеках, посещать музеи. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения: они наблюдают за ними и копируют их. Кроме наблюдения, большое значение имеет общение в семье. Оно является для ребенка образцом, а также позволяет вырабатывать собственные взгляды, установки.
Развитие ребенка, формирование его личности будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения и развития предоставлены ему в семье, насколько прочно книга вошла в жизнь ребёнка. Именно поэтому семейное чтение является одним из важных видов совместной деятельности родителей и детей.
Воспитание настоящего читателя – процесс многоэтапный. И главный период в этом процессе – период раннего детства. От того, как сложатся первые «отношения» с книгой зависят будущие отношения с литературой.
Когда, зачем и как развивать интерес к чтению у детей раннего возраста? Но сегодня очень часто можно услышать от родителей: «Придет время – ребёнок научится всему», – и упускается важное время раннего детства, время наибольшей восприимчивости ребенка к любой новой информации.
Книга входит в мир ребенка постепенно. С первого дня знакомства с ней и до того момента, когда она станет неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка пройдёт немало времени. В один день невозможно сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу.
Чем раньше начнется процесс знакомства с книгой, тем проще и быстрее он будет проходить.
Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «характер человека более всего формируется в первые годы, ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
Как же ввести книгу в жизнь ребенка, чтобы заинтересовать его?
Педагоги рекомендуют начинать читать так называемые«гармонизирующие» книги. Текст должен быть ритмичным, но без резких колебаний, спокойный. Наиболее подходят произведения народного фольклора, особенно сказки.
Устное народное творчество оказывает большое влияние на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника, так как представляет несомненную общественную ценность, имеющую познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение.
Сказки несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.
Слушая сказку, дети получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его духовное богатство, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережного отношения к природе.
Что могут сделать родители, чтобы ребенок воспринимал чтение книг как удовольствие?
Педагоги единодушны: самый лучший способ – читать ему перед сном. Совместное чтение должно быть ежедневным ритуалом, хотя бы ненадолго, например, на 20 минут.
Психологи советуют не прекращать чтение перед сном до тех пор, пока ребенок сам не откажется от этого ритуала в пользу самостоятельного чтения.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Хорошо бы сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть ребёнок. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.
Большая часть педагогов придерживаются мнения, что заставлять читать нельзя. Если ребёнок не готов еще читать сам, читайте ему вслух как можно дольше, предлагайте разные книги для выбора. Ограничение компьютера и телевизора является простым способом развития у ребенка мотивации к правильной форме досуга, в частности, к чтению.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается.
Многие дети помимо школы посещают секции и другие занятия, но это не уменьшает количество прочитанных ими произведений литературы.
Совместное, семейное чтение для ребенка имеет особое значение.
Слушая чтение взрослого, ребенок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других.
Пока родители читают, ребёнок фантазирует, создает для себя зримый образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребенок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения, и на полноценное создание образов и восприятие текста не остается сил. И это может остановить развитие читательского интереса.
В связи с этим ребенку, даже уже умеющему читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.
Во время чтения книги взрослыми ребенок учится слушать: не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Кроме этого, формируется слуховая память - ребенок начинает хорошо запоминать.
Семейное чтение, что немаловажно, представляет собой совместное времяпровождение детей и родителей. Здесь родителей и детей объединяет общий интерес, совместное дело. Первые шаги на пути к книге ребенок делает вместе с родителями. Именно в читающей семье рождается читатель.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции. Именно поэтому семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков.
Библиография:
1. Семейное чтение [Текст]: Методические и практические материалы / Сост. И. М. Калиновская. - Южно-Сахалинск, 2015. - 60 с. - (ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека").
2. Сергеева Б. В., Щербакова Л. И. Роль семейного чтения в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 140–145.